На метеостанции Шахт рассказали как собирают данные о погоде в городе
Мало кто знает, что в Шахтах есть своя метеорологическая станция. Расположена она на территории бывшего аэропорта. В 60-х годах прошлого века аэропорт активно функционировал, обслуживал до 400 пассажиров ежедневно. Были рейсы по Ростовской области и за ее пределы. В городе существовал автобусный маршрут «Автовокзал — Аэропорт». В настоящее время на аэродроме базируются самолеты и вертолеты сельхозавиации. А все сооружения и здания шахтинского аэропорта, в том числе и жилые, представляют печальное зрелище. Многие из них разрушаются или уже уничтожены временем и беспризорностью. Но метеостанция сохранилась и хотя были трудные времена, перерывов в её работе не было.
Наблюдаем погоду с 1896 года
Первые сведения о работе метеостанции в Александровск-Грушевском зарегистрированы в 1896 году. Правда сведений о её месте расположения нет. Зато данные о температуре воздуха, осадках и снежном покрове в нашем городе зафиксированы в «Летописи Главной физической обсерватории» в 1897 году. Летопись — это сборник наблюдений погоды русской метеорологической сети. Издавался он Императорской академией наук с 1865 года два раза в год.
По документам, а именно по «Паспорту гидрометеорологической станции АМСТ (Авиационная метеорологическая станция гражданская) города Шахты» она существует с сентября 1936 года и организованна Азово-Черноморской УЕГМС (Управление единой гидрометеорологической службы). Первое место расположения: юго-восточная окраина города на территории «Донбасс-водтреста» недалеко от рудника имени «Октябрьской революции». Через 20 лет, 13 января 1956 года метеоплощадка и станция перенесены на новое место, севернее на 1,5 км. Это был район аэропорта и метеорологи размещалась в одном здании с вокзалом и авиаслужбами. В 1969 году на территории аэропорта было построено отдельное здание для станции. К настоящему времени оно пришло в упадок и станция базируется в новом модульном сооружении на той же метеорологической площадке.
Кто работает метеорологом
На станции трудятся несколько метеорологов. Людмила Быкова (длительное время работала начальником станции), Анна Янченко, Валентина Сумченко и Наталья Крюкова рассказали о своей работе.
Метеорологом может работать человек, получивший образование в специальном учебном заведении.
Метеорологическая школа - даёт необходимый минимум знаний для работы;
Метеорологический техникум. Его окончание даёт возможность работать начальником станции. Ближайший расположен в Ростове-на-Дону;
Метеорологический институт. Главный ВУЗ страны этого профиля находится в Санкт-Петербурге. Также институты есть в других крупных городах России. Они выпускают метеорологов высокой квалификации и синоптиков, уполномоченных составлять прогнозы.
Шифровка в Ростов
Шахтинская метеостанция работает в полуавтоматическом режиме. Часть данных поступает от датчиков, расположенных на площадке. Сигналы передаются на приборы в помещении и компьютер. Другую часть данных и показаний снимают с приборов и термометров или наблюдают визуально. Делается это каждые три часа. Данные заносятся в специальные журналы, при любой погоде, днём и ночью. Сутки для метеорологов начинаются в 18:00 по московскому времени. В этот момент специалисты всего мира и шахтинские в том числе выходят на площадки и снимают показания приборов, делают наблюдения. Потом эта информация шифруется, данные передаются по инстанциям для составления карт, прогнозов, справочников.
Влажность, радиация и гололёдность
Метеорологическая станция делает следующие замеры и наблюдения.
- температура: воздуха, земли на уровне и в грунте — зимой на 3 см, летом 10 см в глубину;
- влажность;
- загрязненность воздуха;
- направление ветра и скорость;
- осадки (визуально) дождь, снег. Их подразделяют на слабые, средние, сильные, очень сильные;
- глубина снежного покрова;
- гололёдность. Для этого на площадке есть специальный стенд. Он состоит из трех стоек, между которыми натянуты четыре провода. На них оседает лёд, который замеряют метеорологи;
- облачность определяется визуально по 10 бальной шкале;
- радиация замеряется специальным прибором.
Исправленному верить
Наблюдения и показания приборов учета выше предельных тут же передаются в вышестоящую инстанцию (Ростов). Метеорологические сведения по городу Шахты включены в ежедневный гидрометеорологический бюллетень. Этот документ направляется в администрацию области, губернатору региона, его заместителям, в Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, а также другим ведомствам и организациям.
Записи в журналах о данных с приборов и визуальные наблюдения делаются карандашом, чтобы можно делать исправления. При заступлении на работу проверяются записи предыдущей смены, если обнаруживаются неточности всё это фиксируется в специальный журнал ошибок. Исправления в основном журнале не делаются сразу. Их согласовывают с предыдущим оператором и потом уже вносят корректировки. Исправление делает тот кто допустил ошибку или неточность, такой порядок.
Знакомство с Шолоховым
По рассказам сотрудников станции, когда аэропорт действовал им было интереснее работать и чувствовался живой, активный ритм. Среди улетающих и прилетающих пассажиров были интересные и узнаваемые личности. Как-то их метеорологическую станцию посетил Mиxaил Александрович Шолохов. Погода была нелетная, рейс задерживался. Михаил Александрович коротал время вместе с сотрудниками аэропорта и метеорологами. В качестве подарка он принёс ящик шампанского. Женщины были в растерянности и в удивлении, но Михаил Александрович быстро наладил дружеское и теплое общение. Много шутил, подливал шампанское и не уставал повторять, что его не надо бояться и он такой же как и все обыкновенный и простой человек.
Спугнули загулявших пассажиров
Другой интересный случай произошел в период активной работы аэропорта. На метеостанции был прибор ИВО - измеритель высоты облачности. Сам прибор находился в помещении, а его датчик был помещен в железный ящик с крышкой. В ящике установлен фонарь который автоматически включался при открытии крышки. Открытие и закрытие управлялось из помещения. Как-то раз веселая компания пассажиров в ожидании рейса обходила окрестности аэропорта и приметила железный ящик. Они использовали его в качестве столика и накрыли чем Бог послал. И вот, во время разгула «стол» раздвигается, бутылки и закуски падают внутрь, включается фонарь и столп света устремляется вверх, освещая удивленные лица загулявших пассажиров. Все было так неожиданно, что компания долго не могла понять где они находятся и куда им теперь надо.
Автор Виктор Перцев
Особая благодарность за помощь в подготовке материала патриоту шахтинского аэропорта Роману Маликову.