Получится ли у жителей Шахт прожить без Макдоналдс, Майкрософт и Адидас
С февраля на фоне специальной операции вооруженных сил РФ на территории Украины нашу страну начали массово покидать зарубежные компании.
Российский рынок покинули предприятия, охватывающие практически все сферы деятельности: от высоких технологий до общепита. «Ушли» производители автомобилей и самолетов, финансовые компании, развлечения и многие другие.
После появления информации об уходе того или иного бренда в соцсетях стали множиться тысячи однотипных комментариев: «Ой, пусть закрываются, я этим не пользуюсь!», «Пусть навсегда закроется, а дорогу местным предпринимателям откроют!», «Мы и без Запада проживем!»
Я не экономист, не маркетолог, я обычный житель Шахт. Но меня, мягко сказать, расстраивает поверхностное отношение людей к данной ситуации. Само собой, в панику впадать не нужно, но возникает такое ощущение, что эти комментаторы не понимают что давали нам ушедшие с рынка компании и как всем будет тяжело.
В России есть свое автомобильное производство «АвтоВАЗ», вот только чипы в них из США. Наверное, потому там IT-специалистов ценили всегда, а не как у нас — во время кризиса начали предпринимать действия, чтобы их удержать.
Думаю, не из-за хорошей жизни наши айтишники массово покинули страну и работают за рубежом.
В Шахтах на каждом углу стоят закусочные с шаурмой и пирожками, но почему-то бешеные очереди всегда в «Макдоналдс». И все винят в этом Запад с его бургерами и пиццами, которыми якобы «травят наших детей». Не подумав, почему людей так манит это заведение, а не соседняя булочная.
После закрытия IKEA появилась новость о предпринимателе из Таганрога, который предлагает изготовить точную копию шведской мебели. В комментариях все ликуют: «Вот же мы молодец, какая отличная идея!»
Но выходит, что наш бизнес открыто заявляет о своей несостоятельности, что мы беспомощны и не можем придумать что-то своё. Значит, будем воровать чужое.
Только этот «чужой мир», использующий и выпускающий данную продукцию — такие же люди, как мы: с двумя руками, с двумя ногами, с теми же потребностями. К нам на рынок приходили компании, которые стали лучшими на мировом уровне не просто так. Потому что они менялись, развивались, стремились, росли. И это было здорово —пользоваться лучшим. А что мешало нашим предпринимателям делать так же?
Лично я сравниваю эйфорию с уходом зарубежных брендов со страхом. Страхом того, что мир менялся и рос крайне быстро, а наш бизнес (с примерочной в виде куска картона на рынке) умирал. Нужно было постоянно развиваться, принимать новое. Но к этому не привыкли люди выросшие в Советском Союзе. Как тяжело им дается осваивание интернета, компьютера, перевод бизнеса в онлайн.
Россияне говорят, что мы сами запустим производство и сделаем ещё качественней. Вернем сельское хозяйство, которым ранее гордились. Но если это не получилось сделать в момент экономического расцвета страны, получится ли сейчас?