Куба глазами шахтинца: рассказ очевидца первых лет после кубинской революции
Че Гевара, Фидель Кастро, и «ботинок Хрущёва» – вот, пожалуй, и всё, что может сказать среднестатистический россиянин в связи с республикой Кубой. Шахтинец Геннадий Рудь не только видел Кубу, но и был участником эпохальных событий, происходивших там в середине ХХ века.
В 1963 году Геннадий Степанович был комсомольцем, которого партия в числе других молодых людей послала на Кубу помогать обустраивать республику. Наша молодёжь должна была стать образцом для кубинцев во всем: в поведении, манере одеваться и профессионализме. Отбор посланцев шёл по всему Советскому Союзу. Из 1000 достойных претендентов выбрали 98 человек. 24 мая 1963 года они на теплоходе «Байкал» отправились в путешествие через океан к берегам Кубы. Ребят поделили на группы. Ежедневно проходили двухчасовые занятия по изучению испанского языка. Остальное время было посвящено самоподготовке. В свободные от занятий часы слушали «Голос Родины», специальную передачу для советских граждан, находящихся за границей. В конце плавания сдавали экзамен. 3 июня, когда проплывали Бермудские острова, Геннадий отметил своё 28-летие. В честь этого события поднимали бокалы и произносились тосты, на палубе пели песни и танцевали. В торжестве приняли участие члены семьи Кастро – сестра Августина и её муж Сильвио. С ними был симпатичный малыш – их сын. Они возвращались из поездки по СССР.
Делили землю и размахивали мачете
Через 14 дней после отплытия от родных берегов десант из агрономов, зоотехников, врачей и механиков высадился на кубинский берег. Потрясением для молодых мужчин стали встречающие их местные девушки. Вначале показалось, что поголовно у всех смуглянок голубые глаза. При более пристальном взгляде стало понятно, что это непривычно яркая косметика, тени, которыми советские женщины почти не пользовались. Девушки запели на русском языке международный пролетарский гимн – интернационал. К своему стыду, наши делегаты знали только первый куплет: «Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь Мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов».
Надо было сохранять достоинство, поэтому Геннадий, как и его друзья, открывал рот, изображая пение.
Гостей из СССР повезли на экскурсию по Гаване, во время которой зашли в старинный католический храм. Ещё посетили рабочие клубы, расположенные в бывших особняках.
Поселили гостей также в домах богатых кубинцев, которые после революции 1959 года покинули страну. Геннадия с несколькими товарищами разместили в доме, который раньше принадлежал врачу. В доме был спирт, и зелёный змий не заставил себя ждать. Один из постояльцев втихаря стал попивать, перестал ходить на работу, жалуясь на головную боль. Правда быстро открылась, а выпивоху отправили обратно в Советский Союз, чтоб не позорил страну.Советские граждане помогали организовать на Кубе сельское хозяйство. Кроме того, что надо было поделить земли на гранхи (аналог наших колхозов), необходимо было организовать в них работу. Многие руководители этих хозяйств были неграмотны, а языковой барьер дополнительно создавал трудности. Наши ребята организовывали воскресники и сами трудились наравне с местным населением. Геннадию довелось и апельсины собирать и рубить тростник с помощью мачете. Во влажном и жарком климате работать было тяжело. Зато по вечерам было весело. Кубинцы окрестили Геннадия Раулем. А после обильных «солнечных ванн» его самого начали принимать за местного жителя.
Пляски с пивом, а с пивом – торт
Жара спадала и начинались танцы. Кубинцы и парни и девушки танцевали с бумажными стаканчиками в руках, а в стаканчиках было пиво. Удивительно, как они умудрялись его не расплескивать. Ещё одна необычная традиция, связанная с пивом – его пили не с воблой, не с раками, а с тортом. Такое сочетание присутствовало на многих торжествах: от дня рождения до свадьбы. Парни и девушки выбирали себе пару тоже весьма оригинально. На площади молодые люди двигались по кругу по часовой стрелке, а девушки тоже по кругу, но против часовой стрелки. Таким образом молодые люди высматривали себе пару. Другое популярное развлечение кубинцев – кино. На мексиканских фильмах в зале было не протолкнуться, заняты были не только сидячие места. Даже стоя смотреть фильм было сложно. Во-первых, жара, и все потели, во-вторых, почти все поголовно курили, отчего за 10 метров не было видно экран. Но фильмы были музыкальными и весёлыми, в отличие от серьёзных советских кинокартин. Кубинцы не любили или не понимали советских фильмов.
Особенности местного климата
Повсюду гостей из СССР принимали весьма тепло, много расспрашивали о жизни за океаном.
С океаном связана интересная история. Когда наши комсомольцы пришли на пляж, то увидели купающихся кубинцев недалеко от берега. Оказалось, многие не умели плавать и наши, конечно же, взялись это исправить. Но дело было не только в этом, иногда к берегам приплывали акулы. Однажды Геннадий по обыкновению отплыл вглубь и вдруг заметил в воде нечто чёрное и извивающееся. Он быстро поплыл к берегу и рассказал о случившемся друзьям. В прозрачной воде даже с берега было видно, что там что-то есть. Когда, спустя время, подплыли поближе, то обнаружили старую машинную покрышку, лежащую на дне. Колыхание воды искажало изображение и создавало иллюзию движения.
В октябре похолодало. Кубинцы нарядились в тёплые вещи, а наши люди ходили в рубашках с коротким рукавом, чем поражали воображение местных жителей. В то же время Геннадий стал свидетелем страшного циклона. О его приближении было известно заранее. По городским улицам ездили машины с громкоговорителями и оповещали население. Окна спешно заклеивали и заколачивали фанерой, жителей временно переселяли в более крепкие здания. К вечеру поднялся сильный ветер, пошёл проливной дождь. Водой залило низины. Вода поднималась до 4 метров. Несколько дней все сидели без электричества и воды, пользовались дождевой. Несмотря на все меры предупреждения природный катаклизм забрал жизни более 1000 человек на Кубе, а на соседней Ямайке погибло 4000 человек.
Скоро домой
Близилось время, когда комсомольцы должны были вернуться на Родину. В честь этого кубинцы устроили прощальный концерт. А до этого Куба отмечала 1 мая. Запомнилось шествие девушек с автоматами и выступление Фиделя Кастро. Он был кумиром кубинского народа. Ещё одной крайне популярной персоной был Камило Сьенфуэгос Горриаран – один из первых лидеров революционного движения на Кубе. Его очень любили за открытую улыбку и чувство юмора. Камило погиб 28 октября 1959 года при невыясненных обстоятельствах во время перелёта над океаном. Каждый год в память об этом кубинцы бросали венки в воду.
В СССР наши комсомольцы вернулись на самолете. Дома их встретили как героев. Геннадий Степанович до сих пор хранит Почётную грамоту, выданную ЦК ВЛКСМ, за добросовестный и самоотверженный труд по оказанию практической помощи в развитии социалистического сельского хозяйства Республики Куба.
Автор Александра Зайцева






