Как банда "Водолазов" грабила и убивала в донских степях

 

В начале прошлого века на юге Российской Империи свирепствовала банда «Водолазов». В Александровске-Грушевском они совершили несколько дерзких ограблений и убили двоих околоточных надзирателей.

Первый опыт

Причудливое название банда получила от фамилии её основателя – Артёма Водолазкина, прославившегося своей дерзостью и жестокостью. Первый опыт насилия над ближними юный Артёмка получил во время еврейских погромов на Богатяновке, в которых участвовал вместе со своим дядей, состоявшем в черносотенном «Союзе Михаила Архангела». По сводкам полиции, в них пострадало более 200 человек, из которых 40 были убиты.

После этого Водолазкин хвастался знакомым отобранными у «жидов» часами с цепочкой, золотым колечком, хромовыми сапогами с калошами и кошельком с 30 рублями.

Лёгкая нажива вскружила ему голову, Водолазкин забросил работу в лавке своего дяди-мясника и пропадал в трактире, где быстро спустил неправедно нажитое имущество. Возвращаться к обычной жизни Артёмка не желал. Он уже придумал, как будет зарабатывать на жизнь. 

Золотая молодёжь

Обзаведясь нужными знакомствами среди преступников и имея кое-какие навыки обращения с холодным оружием, Артём Водолазкин без труда влился в криминальный мир Ростова-на-Дону.  

Кроме остро наточенного ножа он всегда носил с собой кистень – увесистую гирьку на цепочке.

Набравшись опыта у «старших товарищей», Водолазкин захотел самостоятельности и набрал банду из своих давних знакомых. Его приятели — Афанасий Сучмезов, Виктор Лимарев, Ануфрий Сережников и Сергей Ягупов — были из довольно состоятельных семей. Отец Ягупова промышлял извозом и владел 10 ломовыми повозками. Родители Лимарева и Сучмезова торговали и владели собственными лавками, а отец Сережникова был старшим буфетчиком на пароходах купца Парамонова.

Первое время юные разбойники нападали на одиноких прохожих. Особой прибыли эта деятельность не приносила, поэтому банда занялась, как бы сейчас сказали, рэкетом. Однако расчёт на то, что купцы при виде сильных и вооружённых ребят испугаются и поделятся деньгами, не оправдался.

Купцы пожаловались на наглецов. Но не властям, а местному авторитету –  нахичеванскому вору Надиру Селюкаеву, который «крышевал» торговцев. Селюкаев отправил своих людей разобраться с Водолазкиным и Сережниковым.

Матёрые бандиты не справились с молодыми и дерзкими коллегами. Водолазкин не зря какое-то время работал в мясной лавке. Он с лёгкостью зарезал одного из нападавших, двоих ранил, а другие сами спешно удалились.

Собрав всю шайку в полном составе, Водолазкин явился домой к Селюкаеву, и, изрядно напугав криминального авторитета, получил право «трусить» лавочников. 
С несговорчивыми коммерсантами не церемонились. Через день после разборки с Селюкаевым одни торговцы были убиты, у других сгорело имущество. Показные расправы возымели действие. Поняв, что с Водолазкиным шутки плохи, купцы выплатили ему не только требуемую сумму, но и штраф за свою строптивость.

Неслыханная дерзость

Дела у «водолазов» шли хорошо, проблем со сбором дани не возникало. Ослеплённый безнаказанностью Водолазкин совершил роковую ошибку.

Осенью 1908 года он попытался вымогать «у своих» – нахичеванских фальшивомонетчиков — и потребовал от них 3000 рублей откупных! «Наезд» был проигнорирован. За это Водолазкин сжёг подпольную типографию. В пожаре сгорело оборудование, а заодно и всё имущество. Погиб хозяйский сын и сильно обгорели остальные домочадцы, пытающиеся спасать своё добро. 
Надо сказать, что фальшивомонетчики в криминальной среде пользовались особым уважением. То, что сделал Водолазкин, стало пощёчиной всему криминальному миру Ростова, и он ответил.

Месть была жестокой. Первым был убит самый молодой «водолаз» – Егор Перепеченов. Ему перерезали горло прямо на пороге родительского дома. Потом расправились ещё с двумя «водолазами», а сам Водолазкин едва не сгорел.

Флигель, в котором прятался он и его сообщники, подпалили, а двери и окна подпёрли снаружи. Обгоревший Водолазкин чудом спасся, а двое его подельников погибли в огне.

Гуманный атаман

Полицмейстер Ростова, обеспокоенный этими разборками, приказал навести порядок. После того, что вытворили «водолазы», криминальный мир без сожаления сдал банду.

Всех взяли без лишнего шума, лишь Водолазкин, забаррикадировавшись в доме, отстреливался до последнего патрона, а когда полицейские ворвались, ранил одного из них ножом. Весной 1909 года Водолазкина и Сережникова приговорили к повешенью, остальных «работников ножа и топора» отправили на каторгу.

На этом история банды могла бы и завершиться, однако атаман Войска Донского посчитал наказание смертной казнью чрезмерным для столь молодых людей. Дело в том, что ни одному из подсудимых не исполнилось 20 лет, поэтому виселицу заменили на сибирскую каторгу для Водолазкина и арестантские роты в Астраханских степях для Сережникова.

Какое-то время было спокойно, а потом приятели вновь встретились — и тот и другой сбежали из мест, куда их отправило правосудие. Причём поговаривали, что Водолазкин при побеге задушил охранника, а позже убил и съел товарища, с которым подался в бега. 
Водолазкин и раньше славился своей жестокостью, а после каторги совсем озверел. Его даже стал опасаться самый близкий друг – Сережников. 
Однажды, не поделив добычу с Афанасием Сучмезовым, Водолазкин избил своего соратника кочергой, а потом перерезал бывшему приятелю горло.

В Ростове бандитам было тесно, поэтому они «резвились» по всей Донской области, в Царицынском уезде и даже в области Кубанского Войска. Именно в это время банда отметилась и в Александровске-Грушевском.

 

Смертельная стрельба

В 1914 году Александровск-Грушевский околоточный надзиратель Пожалуев был убит прямо в полицейском участке, куда привёл двух подозрительных лиц, задержанных на Рыбном базаре. Разбойники оказались вооруженными и начали палить из браунингов. Пожалуев был убит наповал. Постовой и местные жители погнались за отстреливающимися преступниками и открыли ответную стрельбу.

Преступники спрятались в частном дворе в Садовом переулке (ныне проспект Клименко). Но это не помогло. Один из них – Неклюдов — был убит, а второй, назвавшийся Марченко, скончался по дороге в тюремную больницу. В полиции сомневались, что Марченко – настоящая фамилия преступника, а вот насчёт Неклюдова сомнений не было – это один из «водолазов».

 

В мае 1915 года околоточный надзиратель Татаринов, исполняя приказ полицмейстера Александровска-Грушевского, проверял городские ночлежки. Искали причастных к ограблению одиноких стариков. Татаринов при такой проверке задержал цыгана, который не мог предоставить документа, удостоверяющего личность. Цыган сказал, что паспорт его находится у соплеменника, некого Лиманского.

Чтобы проверить, так ли это, Татаринов отправился по указанному адресу. Во дворе Лиманского Татаринов встретил двоих преступников, которых узнал. Это были «водолазы» Сережников и Шаблиевский, и это стоило околоточному надзирателю жизни.

Преступники в упор расстреляли из револьверов стража порядка и скрылись вместе с двумя другими сообщниками. 
Все полицейские Александровска-Грушевского были подняты по тревоге. Вместе с ними в погоню отправилась собака-ищейка, но злодеям удалось скрыться. Они вскочили в товарный вагон и проследовали на станцию «Горная». Там они убили жандарма станции «Горная» –Шиловских, который самонадеянно отправился на задержание опасных преступников в одиночку.

Но удача изменила разбойникам, и к концу 1915 года банда была ликвидирована. Шаблиевский погиб в перестрелке, а Сережников и Водолазкин повешены в 1916 году. Члены банды и их пособники (а их было не менее 20 человек) получили разные сроки наказания.  
 

Подготовила Александра ЗАЙЦЕВА

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика