От погони до городского пожара: журналист "КВУ" провёл один день с патрульным города Шахты
Труд полицейских — не всегда очевиден. Нам кажется, что порядок в городе образуется сам собой. На деле, благоприятную обстановку на улицах ежедневно поддерживает патрульно-постовая служба. Работники этого подразделения полиции второго сентября отмечают профессиональный праздник. Мы решили узнать все нюансы службы у младшего лейтенанта ППС Максима Исаева.
- Ветреное и прохладное утро, направляюсь в Управление МВД города, чтобы встретиться с Максимом. Просто так попасть в это учреждение нельзя — за мной выходит сотрудница пресс-службы.
В 7:45 начинается построение (все сотрудники стоят в шеренгах во дворе ведомства), во время которого начальник Управления доводит текущую обстановку и указывает на что необходимо обратить внимание.
Патрульно-постовой экипаж получает задание на день и направляется к машине. С ними еду я. Интервью придётся брать прямо в машине — служба не ждёт.
- Максим, почему решили стать полицейским?
- С детства мечтал носить форму. В семье много полицейских, и люди на них всегда смотрели с уважением. Хотелось стать с братьями в один ряд.
- Трудно было попасть в органы?
- Я пришёл в полицию сразу после армии. Перед трудоустройством проверяли на «полиграфе» и мультипсихометре. Вопросы на мультипсихометре разные — от «Вас кто-то заставил устроиться в полицию?» до «Сколько шагов в день проходите?» Уже в процессе работы я получил среднее юридическое образование.
Слово против ножа
- Поделитесь впечатлениями от первых дней работы.
- Во время стажировки я ходил вместе со старослужащими и наблюдал за их работой. Изучал, как беседовать с нарушителями, реагировать в различных ситуациях. Самое яркое впечатление было как раз в этот период — проводили задержание пьяного человека, и он достал нож, угрожая при этом. Напарник начал разговор и смог убедить опустить оружие. Это меня сильно впечатлило.
Наркотики и оружие
- Опишите стандартный день работника ППС.
- Мы проводим патрулирование на машине в центральном районе. Увидев правонарушение, подъезжаем, беседуем. Самые частые нарушения — распитие алкоголя и употребление психотропных веществ. Тех, кто употребляет, видно сразу, особенно нашим профессиональным взглядом.
Если человек нетрезв, оформляем протокол. При употреблении наркотиков штраф может быть от 4000 рублей до 15 суток ареста. Меру пресечения определяет суд.
За распитие алкоголя мы не задерживаем — проводим беседу, штрафуем на 500 рублей. За нецензурные выражения и курение в общественных местах просто выносим предупреждение.
В основном выезжаем на кражи в сетевых магазинах. Бывает, что направляют на помощь отделам полиции, например на бытовые преступления.
- Правонарушители оказывают сопротивление? Что делаете в таких случаях?
- Да, оказывают, особенно пьяные. Обезвреживаем человека, используя приёмы борьбы. Бить не имеем права. Повредить в процессе можем, ситуации разные бывают.
- Зачем тогда дубинки, оружие?
- Палки нужны для работы в толпе, когда массовые беспорядки происходят. У нас город маленький, здесь в основном спокойно. Я ей не пользуюсь, если честно. Да и оружие доставать не приходилось, потому что серьёзного криминала не было. Мы все конфликты пытаемся урегулировать словесно.
- Во время интервью патрульная машина двигалась по центральным улицам города и Максим всегда смотрел в окно, следил за ситуацией.
Крепкие нервы
- Чем нравится работа?
- Тут нет однообразия и универсальной схемы работы. Каждый день новые ситуации подковывают тебя психологически. Лучше понимаешь людей: смотришь на их поведение, знаешь в какую сторону увести разговор, чтобы успокоить даже самого буйного нарушителя.
- А что самое тяжёлое?
- Физически не особо тяжело, а вот морально — бывает. Через меня проходит 50-100 человек за смену, и почти с каждым конфликт. Тут нужны крепкие нервы.
- Внешне видно, что Вы — представитель кавказского народа. Есть мнение, что такие люди вспыльчивы. Тяжело совладать с собой?
- Я азербайджанец. Кавказская вспыльчивость всего лишь стереотип. Отдаю себе отчёт, что я полицейский. Работой дорожу, поэтому нужно трезво реагировать на ситуации. Кстати, за всё время службы ни разу тема национальности никем не задевалась.
- Что Вас заставило бы уволиться из органов?
- Если бы не нашёл понимания и поддержки у командиров. Ты полностью доверяешься этим людям, и, если они не поддержат, это будет сильным ударом. Тогда пойду работать на стройку или на вахту уеду.
- Беседу прерывает объявленный по рации план «перехват». Полицейским дают ориентировку на машину (цвет, номер, марка) и мы с мигалками и сиреной едем в определенную точку города. Максим с напарником быстро надевают бронежилеты, каски, берут в руки оружие и становятся по обе стороны дороги, высматривая искомый автомобиль.
Начинается погоня!
«Белая лада, примите вправо!»
Автомобиль останавливается, Максим проверяет документы и просит водителя выйти из машины. План «перехват» на этот раз оказался учебной тренировкой.
Патрульные возвращаются на позиции, а я, переведя дыхание, продолжаю интервью вопросами про личную жизнь.
Девушки просят наручники
- Успеваете ходить на свидания? В форме приходите?
- Успеваю, конечно, прихожу в гражданском, и сначала говорю, что работаю строителем. Потом, если знакомство длится дольше одного дня, рассказываю, как есть. Основная реакция девушек — удивление. Всегда приятно наблюдать за этими эмоциями.
- Когда узнают, просят прийти в форме или подержать оружие?
- В основном шутят про наручники, хотят чтобы принёс на свидание. Но это, естественно, остаётся шутками.
- У Вас есть увлечения, хобби?
- Много времени и сил уделяю дому, так как живу в частном секторе. Яблоки в саду собираю. Люблю плавать, гулять с друзьями. Слушаю рэп и лезгинку (смеётся).
- Задав все вопросы, я попрощалась, а позже узнала, что их рабочий день патрульных только набирал обороты. 25 августа в городе бушевал ландшафтный пожар, и экипаж ППС отправили туда.
Вместе с напарником Максим не пускал к горящим домам людей. Признаётся, что морально было очень тяжело видеть их слёзы. После работы на пожаре смена продолжилась патрулированием, и завершилась в 8 утра.
От редакции
На мой, девичий взгляд, работа полицейского — это очень сложно, тяжело и опасно! Но Максим относится к этому намного проще:
«Тяжело? Ну и что. Опасно? Да ладно!» Его запасу энергии и позитива можно позавидовать. А по-другому, наверное, в полиции никак.