Спорт, политика, хулиганы: чем жили Шахты 50 лет назад
70-е годы ХХ века принято считать самым расцветом периода, называемого «застоем». На самом деле жизнь двигалась, просто была спокойнее, чем предыдущие годы. Об этом можно судить по тому, чем жили шахтинцы 50 лет назад.
Триумф наших спортсменов
В начале 1973 года шахтинцев порадовала спортивная новость, пришедшая из Сочи. Там под Новый год на арене цирка проходил розыгрыш Кубка СССР по тяжёлой атлетике. В этих соревнованиях участвовали 150 сильнейших атлетов из всех союзных республик и среди них трое шахтинцев: Василий Алексеев, Давид Ригерт и 20-летний Николай Колесников. Алексеев и Ригерт к тому времени были уже известными спортсменами, а для Николая Колесникова это были первые взрослые соревнования. Его тренер – Рудольф Плюкфельдер хорошо подготовил ученика. Николай Колесников занял почетное третье место.
Давид Ригерт после нескольких неудач на предыдущих соревнованиях не только оправдал надежды на реванш, но и поставил новый рекорд. На тот момент ещё никому из спортсменов не удавалось держать над головой снаряд в 201 кг. Василий Алексеев хотя и простудился, но не дал никаких шансов своим соперникам. В Шахты спортсмены вернулись с триумфом.
Агитквартиры и не только
Современному человеку сложно представить, что это – агитквартира, а 50 лет назад такое понятие было в порядке вещей, также, как и агитплощадка. Там агитаторы (активисты-общественники, члены компартии) проводили беседы, лекции, иногда даже показывали кино местным жителям на темы: труда, политической сознательности и международной обстановки. Если верить прессе, то в городе трудились тысячи агитаторов, политических информаторов, докладчиков и лекторов, первоочередной задачей которых было донести суть постановлений правительства страны, а также разъяснить важность улучшения качества труда, смысл соцсоревнований, провести воспитание трудящихся.
В помощь агитаторам 2 раза в месяц выходил журнал «Агитатор».
Агитаторы действовали и на производстве. В пример приводили агитработу на шахтах: «Аютинская», «Нежданая», «Юбилейная», им. Октябрьской революции, ХБК, рудоремонтном и фаянсовом заводах. Были и такие предприятия, где агитировали недостаточно хорошо, например, на шахтах им. Артёма и им. Красина, а также в строительных управлениях комбината «Ростовшахтострой». Там не только не проводилось достаточное количество бесед, но и почётные грамоты передовикам вручались наспех, между рабочими сменами, а не в торжественной обстановке при большой аудитории трудящихся. Таким образом умаляя значение наград.
30 лет спустя
В 1973 году в Шахтах отмечали 30 годовщину освобождения города от фашистских захватчиков и в связи с этим в город приезжал начальник политотдела штаба 40-й гвардейской стрелковой дивизии Павел Черенков, человек, в честь которого назван один из городских переулков. В то время Павел Иванович проживал в Минске, а в Шахты прибыл по приглашению членов краеведческого кружка «Красные следопыты», организованного при профтехучилище №52. У «Красных следопытов» с 40-й гвардейской дивизией сложилась особая дружба. Началось всё с того, что ребята написали письмо в Подольск, в архив Министерства обороны СССР, чтобы узнать, какие части освобождали наш город. Из архива ответили, что это 40-я, 258-я и 315-я стрелковые дивизии. Юные краеведы стали искать участников тех событий.
Начальник политотдела штаба 40-й гвардейской стрелковой дивизии Павел Черенков приезжал в гости к шахтинским студентам.
В 1970 году «Красные следопыты» ездили в станицу Сиротинскую Волгоградской области, где начинала боевой путь и принимала боевое крещение 40-я дивизия. А 10 февраля в гости к студентам пришли ветераны 40-й гвардейской дивизии: Александра Акимовна Зеляк, Александра Андреевна Симоненко, Борис Михайлович Сергиенко, Дмитрий Савельевич Зинченко, Павел Иванович Чалко.
Охотники в деле
Зимой 1973 года в Горный лес из Шахт выехало более 100 любителей охоты, чтобы принять участие в массовой облаве на лисиц и енотов. Правильно организовать процесс охоты помогли ветеринары-охотники и егерь. Больше всех на той охоте повезло товарищу М.М. Гамаюнову. Его собака поймала лисицу. Были удачи и у других охотников, однако массового убийства зверушек не произошло. Тем, кому не достался трофей, получили удовольствие от прогулки по зимнему лесу.
Хулиганы злостные и не очень
В 70-х годах прошлого столетия в старших классах городских школ было введено преподавание основ советского права. Насколько это было важно, может проиллюстрировать следующая история, в которую попали несовершеннолетние шахтинцы.
В Артёмовском районном народном суде рассматривалось дело о злостном хулиганстве с привлечением несовершеннолетних. За это был осуждён электрослесарь Шахтинской ГРЭС им. Артёма Кальманов. Надо сказать, что преступник был не таким уж взрослым. Незадолго до преступных деяний ему исполнилось 18 лет.
Старшее поколение помнит, как в городе, который образовался из слияния отдельных посёлков, была традиция «войн» между их жителями и даже отдельными районами центра. Вот и в этой истории имели место драки между юными жителями Власовки и Рабочего посёлка. Однажды Кальманов, движимый чувством мести, предложил Власовским ребятам собраться в посёлке «ГРЭС им.Артёма» и выстрелами из ружья попугать своих противников, когда те будут возвращаться из клуба. Так и сделали. Увидав неизвестных юношей и приняв их за жителей Рабочего посёлка, Власовские стали швырять в них камни, а Кальманов пальнул дробью из ружья и ранил двоих. Кальманов был осуждён и сел в тюрьму, а его несовершеннолетние подельники также получили по заслугам.
Хулиганов перевоспитывали в детской комнате милиции.
Чтобы не доходило до подобного, существовала детская комната милиции. В 1973 году в Аютинской детской комнате милиции прорабатывали угонщиков велосипедов и мотоциклов: нигде не учащегося 16-летнего Николая Шабанова и семиклассника Сергея Токарева. С ними были проведены беседы. Угонщики раскаялись и обещали впредь вести себя хорошо. Воспитанием несовершеннолетних оболтусов занимались общественники, на Аюте преимущественно из числа преподавателей школ №47 и 50, но были и простые рабочие шахты «Юбилейная». Главное в этом деле было найти подход к неокрепшим подростковым душам. И подобная работа давала свои плоды. Трудные подростки перевоспитывались, учились и находили своё место во взрослой жизни.
Играли и выигрывали
В октябре 1971 года в город Шахты пришло «Спортлото». Игра понравилась горожанам. Уже в первые восемь дней было приобретено около 50 тыс. карточек. Их продавали в киосках «Союзпечати», где собирались толпы шахтинцев, которые, купив карточку, тут же её заполняли. Розыгрыш проводился раз в неделю и транслировался по телевидению. Денежные вознаграждения выплачивались угадавшим 3, 4 или 5 номеров из 36. Каждому номеру соответствовал определённый вид спорта, поэтому о выигравших говорили, что они: «верно определили три, четыре или пять видов спорта». Доходы от продажи лотерейных билетов шли на развитие спорта. «Пятёрочников» было немного. На весь город Шахты за полтора года существования игры – 4 человека. Самый большой выигрыш составил 5000 рублей. На эти деньги можно было купить автомобиль.
Подготовила Александра Зайцева.
Материал подготовлен при содействии сотрудников сектора книгохранения ЦБС города Шахты.