«Лихой» 1993-й год в Шахтах
За что боролись?
«Смутные времена. Тревожно, непонятно и даже страшно. Многие из нас теряют веру не только в возможность реформирования общества в достойное будущее, но даже в смысл жизни. Вместо улучшения благосостояния народа, раскрепощения и духовного обогащения общества, мы ощущаем стремительное обнищание. Нищаем душой и телом.
Большинство из нас, лишившись чёткой и понятной, во многом привлекательной цели коммунизма, внезапно оказались в обществе, которое, кажется, абсолютно лишено духовных ценностей. В обществе, где царит нравственный и правовой нигилизм, где лицемерие и бескультурное поведение постепенно становится нормой жизни. А способность «делать деньги из ничего» преподносится как эталон предприимчивости и порядочности…», – писали в городской газете «Поле зрения» (бывшее «Ленинское знамя»).
Этот отрывок из статьи 30-летней давности как нельзя лучше характеризует состояние и настроение общества того времени. Остаётся только проиллюстрировать данное утверждение конкретными примерами из жизни.
Отцы и дети…
Конфликт между поколениями «отцов и детей» никогда не прекращался, но и в эти «лихие» года перемен приобретал уродливые формы.
В одной шахтинской семье совершеннолетние отпрыски официально отказались от родителей, якобы припомнив старые детские обиды. Причём сделали это в тяжёлое для них время, когда мать заболела онкологией. В другой повзрослевшая внучатая племянница оттяпала жилплощадь у дедушки, который вырастил её, когда та потеряла обоих родителей.
Рушились семьи. Причина «не сошлись характером» была уже не актуальна. Чаще всего развод случался в результате материальной неудовлетворённости.
В скверах молодёжь громила лавочки и памятники героям ВОВ, а сами участники ВОВ порой выступали с неожиданными предложениями, например, погасить Вечный огонь на мемориале, в целях экономии газа.
Товары и услуги
Неискушённому советскому человеку казалось, что рыночная экономика сразу же принесёт плоды изобилия, но вышло наоборот. В магазинах 1993 года не было многих необходимых товаров, а в аптеках лекарств, например, от чесотки. Благо, запасы средств от этой неприятной и чрезвычайно заразной болезни имелись в кожно-венерологическом диспансере.
В крупном фирменном магазине напротив площади Ленина выстраивались огромные очереди за молоком. Альтернативой была молочная бочка, которая стояла неподалёку, рядом с кинотеатром «Родина». Там продавали молоко из совхоза, которое стоило чуть дороже, а очередь из-за этого выстраивалась чуть поменьше. Одна шахтинка, выстоявшая в этой относительно небольшой очереди, приобрела на радости сразу три литра молока, которое скисло при попытке вскипятить его дома. Женщина настолько была расстроена, что плакала.
На фото здесь и выше: очередь в фирменный молочный магазин
Кому-то покажутся странными эти слёзы, но не шахтинцам 90-х, многие из которых оказались на грани выживания. Это отразилось на количестве и характере преступлений. Так в городской газете появилась постоянная рубрика «Криминальная хроника». Больше других преступлений случались кражи. Граждане воровали всё, что плохо лежит, даже трусы с бельевых верёвок.
Заграница нам поможет
В это трудное время из-за рубежа в Россию поступала гуманитарная помощь. Тогда шахтинцы познакомились с «ножками Буша», которые сильно отличались от изящных, с синеватым оттенком, местных кур. Причём ножки были сплошь правые. Левые оставались в стране поставщика – США. Говорили, что мясо на левых ножках мягче, потому что большинство кур, как и люди правши.
Из Тайваня в Ростовскую область помощь пришла в виде 500 тонн риса. Однако спустя два месяца, когда почти половина его была распродана и съедена, обнаружилось, что продукт содержит ядовитые вещества и опасен для здоровья. Проверить сразу никто не удосужился, всецело доверяя дарителям.
Городом-побратимом Шахт в Германии был объявлен шахтёрский город – Гельзенкирхен. Оттуда также присылали гуманитарную помощь. Это были и продукты, и одежда. Примечательно, что среди вещей встречались, пусть и бывшие в употреблении, но брендовые, которые как-то не вязались с образом сильно нуждающихся шахтинцев, например, туфли на шпильках или меховое манто из африканского тушкана. Часть вещей наши городские власти решили распродать на специально устроенном по такому случаю аукционе, а на вырученные деньги оказать помощь нуждающимся пенсионерам и инвалидам, ведь в городском бюджете на эти цели средств не было заложено.
Ваучеры и реституция
Правительство объявило приватизацию и стало выдавать населению ваучеры. Ошалевшие «от счастья» шахтинцы не знали куда их приткнуть. А в одном из пунктов выдачи ваучеров произошёл курьёзный случай. Женщина, получив ваучер, тут же прилюдно разорвала его. Изумлённым свидетелям её поступка она объявила, что ваучеры от сатаны и призвала всех последовать её примеру.
Другое новшество – реституция также пришло к нам в 90-х. Церкви стали возвращать верующим, а заодно и здания, которые когда-то принадлежали епархии. В 1993 году стоял вопрос о передаче церкви здания городского краеведческого музея, так как до 1917 года в нём располагалась церковно-приходская школа, а казаки говорили о возвращении войсковых земель, но ни то, ни другое не было осуществлено.
Трудная задача
Неразбериха царила от Калининграда до Владивостока, но шахтинцы, возможно, чувствовали острее и больнее развал большой и некогда могучей страны, потому что градообразующим предприятием являлся «Ростовуголь». А это множество шахт, при которых были больницы, детские сады, ЖКХ и прочая инфраструктура, которую спешно передавали в муниципальную собственность, а сами угледобывающие предприятия согласно Указу Президента РФ, начали преобразовывать в акционерные общества. Указ был, а как его осуществлять с трудом представлял даже тогдашний городской глава В.Д. Демидов.
Шахтёры роптали и грозили забастовкой.
Фото: В продаже были только правые «ножки Буша».
Глас вопиющего…
Среди сонма негативной информации встречаются редкие исключения, каковым является обращение к шахтинцам директора народного музея С. Григоренко. «СДД (Сделай Доброе Дело) – такое общество должно быть в нашем городе», – написал он в своей заметке, где призывал горожан быть добрее и терпимее друг к другу, не ругаться почём зря, уступать женщинам и старикам место в общественном транспорте, начать исправляться самим и улучшать тем самым окружающую обстановку.
Не известно, нашлись ли у него последователи, но шахтинцы преодолели тяготы смутного времени. Жизнь многое расставила на свои места, однако и в нынешнее непростое время СДД не теряет актуальности.
На главном фото: На Артём ходили Икарусы-гармошки.
Материал подготовлен при содействии сотрудников сектора книгохранения ЦБС города Шахты.
Автор Александра Зайцева.