Лига любви и клуб самоубийц: как кинематограф влиял на молодёжь в начале ХХ века

110 лет назад в Александровск-Грушевской маленькой газете вышла статья с заголовком «Синематограф и детская преступность». В ней говорилось о влиянии на психику зрителей некоторых продуктов тогдашней индустрии кино. «Зигомары», «Сыщики» и тому подобное. Как считал автор статьи, сын священника Фёдор Митропольский, эти картины крайне негативно сказывались на поведении поклонников синематографа, особенно детей и подростков. 

Бонд наоборот

Для понимания надо бы пояснить, кто такие «Зигомары». Дело в том, что Зигомаром звали отрицательного героя, который противостоял сыщику в целой серии фильмов режиссёра В. Жассе, снятых в начале ХХ века. На афишах Зигомара рисовали привлекательным мужчиной-атлетом в чёрной маске. Несмотря на то, что кино было немым, публика всё очень хорошо понимала, ориентируясь на богатую мимику актёров, выразительные жесты и пояснительные надписи на экране. Чему «учили» такие фильмы можно судить по содержанию. 
В одной из серий, воскресший из мёртвых Зигомар, проникает в префектуру Марселя, где закладывает бомбу. Бандит при этом пользуется всеми передовыми на тот момент техническими изобретениями и маскировкой. Помогает ему в этом молодая красивая женщина. Ну чем не суперагент Джеймс Бонд, только наоборот? 
Ради справедливости всё же стоит сказать, что кончается фильм победой добра над злом. Сыщику удаётся пленить злодея. Фильм «Зигомар», в отличие от модных тогда любовных драм, относится к категории «боевик». Даже по современным меркам картина изобилует кровавыми и жестокими сценами. Можно только догадываться, насколько сильное впечатление производили эти кадры на зрителей, для которых сам синематограф был явлением новым и непостижимым.

Праведники против

В одной из своих статей Митропольский упомянул «Лигу Белого Креста», созданную в Швейцарии, целью которой было сохранение молодёжью непорочности. Он высказался в том духе, что было бы неплохо и у нас что-то подобное учредить. Однако в моде были другие «лиги».
В 1900-х гг. большое распространение получили так называемые «Лиги любви», как правило организованные студентами, которые собирались вначале для совместного чтения и обсуждения литературы, а после увлеклись изучением «полового вопроса». 
В 1908 году в газете «Донская жизнь» появилось сообщение о существовании такой лиги в Новочеркасске. Якобы группа молодых людей провозгласила своей целью безудержное физическое наслаждение и создала общество разврата. Об этом случайно узнали студенты с устойчивыми моральными принципами и пообещали развратников изловить. Для этого они создали свою антилигу, выбрали «президента» и «сыщика». Они выяснили, что лига проводила свои заседания два раза в неделю и имела кассу, которая пополнялась за счёт членских взносов по 8 рублей с юношей, а вот с девиц ничего не брали. Однажды антилигисты напали на след прелюбодеев и блудниц. «Председатель» и сыщик» обнаружили, что в какой-то дом ближе к ночи стала собираться молодёжь. Через щель в ставне они подсмотрели, что полуголые девицы сидят с парнями за длинным столом, пьют водку и тихо поют незнакомые песни. А потом стол отодвинули в сторону и началась дикая пляска, длившаяся около 5 минут. Потом свет погас и всё стихло. Наблюдатели не дождались, когда из этого дома кто-нибудь выйдет и ушли спать. На следующий день свидетели данного бесстыдства рассказали о виденном ими на собрании. Антилигисты долго спорили, что будут делать с развратниками и решили, что их надо сдать властям, хотя были предложения пошантажировать участников нехорошего общества и заставить их отречься от своих убеждений. Правда, ни то, ни другое, осуществить не удалось. Адепты свободной любви как в воду канули. Тогда в газете появилось официальное мнение властей – никакой «Лиги Любви» в Новочеркасске нет и не было, а вся эта история возникла на почве чтения литературы эротического характера. Местных антилигистов объявили фантазёрами, а повинными в этом назвали Конан Дойля с Шерлоком Холмсом. На самом деле подобное общество могло существовать, как оно было во многих других городах Российской империи, а нераскрытым его оставили по причине нежелания скандала, ведь филиалом «Лиги Любви» было другое не менее «передовое» общество – «Лига Смерти».  

Клуб для избранных

Среди молодёжи ходил устав «Клуба самоубийц». В нём говорилось, что жизнь слишком ничтожна и бессодержательна, и так как единственное наслаждение – физическая любовь, в конце концов, может надоесть, потерять свою прелесть и ценность, то жить после пресыщения физической любовью нет никакого смысла, но прежде, чем уйти из жизни каждый обязан безусловно получить от жизни по максимуму. Главное условие вступления в «Клуб самоубийц» гласило: «Всякий, желающий зачислиться членом клуба должен быть или настоящим, или бывшим членом «Лиги свободной любви»». От члена клуба требовалось строгое соблюдение правил и тайны. Отступники исключались из клуба, а во избежание разоблачений устранялись физически.   
Участники клуба тянули жребий, и на кого тот указывал, обязан был лишить себя жизни, выбранным на общем собрании клуба способом. В конце странного устава было прописано, что умирать следовало непременно трезвым, чтобы потом не было разговоров о невменяемом состоянии совершившего акт самоубийства. 
В начале ХХ века общество было серьёзно обеспокоено большим количеством самоубийств. Людям старой формации казалось, что это какая-то эпидемия. Человеческая жизнь перестала цениться, а это привело к готовности и умирать и убивать.

Автор Александра Зайцева.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика