Танцы до утра и запрет алкоголя 1 января: как встретили Новый год жители города 110 лет назад
Грушевцы встречали Новый 1914 год с надеждой на лучшее будущее. В Александровск-Грушевской маленькой газете было опубликовано стихотворение-тост, принадлежащее перу местного поэта, подписавшегося инициалами:
С Новым счастьем, Новым Годом!
Пусть не будет он уродом,
Как прошедший Старый Год.
Нет! Пусть будет он красивым,
И весёлым, и счастливым,
Пусть он счастье всем несёт!
Старый Год принёс лишь горе,
Море слёз и крови море.
Позабудем же о нём,
Несчастливом, злом и мрачном,
Новый – должен быть удачным
И удачливым во всём!
Н.А.
Почему же поэт называет 1913 год «уродом», который принёс «Море слёз и крови море»? Спустя столетие этот год не кажется таким уж плохим, особенно, если сравнивать его с 1914 годом, который ознаменовался началом Первой мировой войны. Скорее всего имелась ввиду вторая война на Балканах. В результате первой войны (1912 год) страны Балканского полуострова потеснили турок с европейской территории. Сербия, Черногория, Греция и Болгария сообща уменьшили Османскую империю, за которой сохранился лишь Стамбул и небольшие территории вокруг него. Но вскоре победители начали воевать между собой. В итоге Болгария потеряла большую часть своих завоеваний, доставшихся в результате первой войны, а Османская империя вернула Адрианополь с близлежащими землями. В этих войнах участвовало немало подданных Российской империи, которые отправились поддержать православных братьев.
Анекдотический город
Бедные грушевцы даже не подозревали, какие беды несёт им будущее, хотя начало года тоже выдалось неласковым. В числе мер, предпринимаемых для борьбы с пьянством, оказался запрет на свободную продажу спирта. Приобрести его можно было в казённых винных лавках. Продавцы этих лавок в Александровске-Грушевском почему-то выписали недостаточное его количество, что и привело к нехватке в праздничные дни. К слову, спирт применяли для заправки спиртовых ламп. Дефицит спирта вынуждал владельцев этих осветительных приборов сидеть в темноте. Но это полбеды, городская дума постановила закрыть все трактиры на Базарной площади, а так как трактиры неизменно сопутствовали гостиницам, то и их закрыли тоже. Прибывшие в праздничные дни гости Александровска-Грушевского не могли найти себе пристанище и спешили покинуть «анекдотический город», как они его окрестили. А тем, кто уже оказался в гостинице, пришлось ещё хуже. Рано утром 1 января полицейские закрыли двери с приказом никого не впускать и не выпускать, свечей не зажигать, пить и есть ничего не давать. Путешественники, особенно с детьми, были в шоке, а городской голова не желал ничего слушать, говоря, что это не его дело.
Праздничное веселье
Несмотря ни на что, горожане весело встречали Новый год. Они массово посещали синематограф, клуб и Пушкинскую читальню, в которой накануне праздника был произведён ремонт, сделавший её, по словам современников, «неузнаваемой». Среди перемен в читальне был переход под её крышу музыкально-драматического кружка. Дело в том, что ранее местная интеллигенция неохотно посещала читальню, считая мероприятия, проходившие в ней, недостаточно утончёнными. Музыкально-драматический кружок состоял в основном из образованных людей, можно сказать, высшего общества Александровска-Грушевского, что подняло престиж читальни. Вечера с чаепитием стали доброй традицией и хорошей альтернативой домашним приёмам гостей в праздничные дни. Сама новогодняя ночь прошла весело. В 22:00 просторный, хорошо освещённый зрительный зал наполнился нарядной публикой, среди которой было немало приезжих. После 12 состоялся ужин по подписке, а после танцы до 4 часов утра. В городском клубе в это время проходил маскарад, по завершении которого традиционно выбирали лучший костюм. По мнению жюри победителями оказалась пара, одетая в чёрные костюмы, обвешанные тарелками, вилками и ложками – намёк на публику в Пушкинской читальне. Между клубом и читальней всегда была конкуренция.
Горожане так разгулялись, что после праздничных торжеств в газете печатали объявления об утере разных вещей. Умели наши предки веселиться.
Автор Александра Зайцева.