Вокруг «адского колодца»: как жители Шахт хранят память о сброшенных в шурф
В Шахтах 12 февраля горожане отметят 81 годовщину освобождения города Шахты от немецко-фашистских захватчиков. Хорошо ли мы храним память о шахтинцах, сброшенных в шахту им. Красина?
Кровавые наледи и детская одежда
Прошло более восьми десятков лет с того дня, когда город был освобождён от фашистских извергов. Во время оккупации тысячи шахтинцев были уничтожены, при этом некоторые перед смертью подверглись страшным пыткам. Недавно были рассекречены документы, касающиеся зверств фашистов. В частности, стали известны ужасающие подробности об «адском колодце» – стволе шахты им.Красина.
Ранее считалось, что сбрасывать людей в шахту им.Красина предложил полицай И.И. Пискунов. Из документов становится ясно, что немцы сразу знали, как будут использовать это предприятие угольной промышленности. Уже в первые дни оккупации, после расчистки ствола со стороны домов жителей, был установлен забор, рабочих отправили на шахту им.Воровского, оставив лишь трёх сторожей.
Они потом свидетельствовали о том, что творилось на шахте. По указу немецкого коменданта устроили специальный станок, имеющий три отделения. Среднее отделение было конусообразным, узкая часть подходила к краям ствола. Уже с 7 сентября 1942 года и по 10 февраля 1943 года к стволу шахты ежедневно приходили грузовые машины с людьми, которых расстреливали, при этом тела сами падали в жерло адского колодца. Некоторых граждан сбрасывали в шахту живыми. Когда на второй день после изгнания оккупантов шахтинцы подошли к месту казни, то увидели вокруг него замёрзшую кровь, слоем около полуметра! В стволе виднелись обрывки одежды, зацепившейся за металлические балки. Страшнее всего было смотреть на детские шапочки и матроски. Это значило, что пока ребёнок падал, а всех детей сбрасывали живыми, его калечило торчащими из стен ствола металлическими конструкциями.
Установить точно, какое количество советских граждан замучено и сброшено в ствол шахты так и не удалось, потому что началось разложение тел и извлечь их не имелось никакой возможности. Специальная комиссия определила, что число убитых таким зверским способом равняется около 3500 человек.
Недопустимая путаница
На Красинском мемориале есть таблички с именами. Понятно, что там не 3500 фамилий, а гораздо меньше, но и с ними какая-то неразбериха. Даже не сильно углубляясь в поиски, бросаются в глаза некоторые несоответствия.
Например, в докладной записке начальника Шахтинского районного НКВД от 23 июля 1943 года и акте №17 Шахтинской городской комиссии от 19 марта 1943 года первой в списке, сброшенных в шахту Красина значится Сапельникова Антонина Захаровна, 40 лет.
Примечательно, что она одна из немногих, чьё имя указано полностью. Чаще имеются либо инициалы, либо фамилии вовсе без них. В одном документе указано, что её сбросили в ствол вместе с 90-летним отцом, в другом, что вместе с ней убиты 80-летняя мать и двое детей: сын 14 лет и дочь 18 лет. Об отце ни слова.
На табличке Красинского мемориала четыре человека с такой фамилией: Сапельников Л.Е., Сапельникова Л.Е., Сапельникова М.С., Сапельникова А.А. Возникает вопрос, а где же здесь Антонина Захаровна?
Возможно, перепутали букву и вместо «З», написали «А». Бывает, таких прецедентов масса. Как пример, в обоих, указанных выше, документах есть Антонович И.А., правда в акте №17 не совпадает одна буква, там этот человек записан как АнтАнович И.А., но речь скорее всего об одном и том же человеке, так как совпадает возраст. Самое интересное, там же указан и Антанович Ф.А., вероятно, родственник, но на плитах мемориала выбито имя только одного из них – Антонович И.А. Некоторых фамилий вообще не оказалось на плитах мемориала, хотя они есть в документах, составленных по свежим следам, это: Фесенко Ф.М., Кузовлев Ф.И., Чуркин, Акрошена, Щеголев М.Е., Булыгин А.А., Силютин М.И., Попов и Попова Е.П., Мельников М.Т. или Мельников М.П. В документах у последнего не совпадают инициалы отчества.
Тайна списка на плите
Недавно в газете «КВУ» была публикация о памятнике погибшим шахтёрам на территории бывшей шахты Октябрьской революции. Там же была найдена плита с именами, как предположили краеведы, тех самых погибших шахтёров. Сравнивая фамилии, я обнаружила, что они на 100% совпадают с теми, что на Красинском мемориале, если не считать некоторых букв в четырёх фамилиях из 25. Скорее всего эта плита когда-то была частью мемориала до реконструкции.
Удивительно и обидно, что к увековечиванию памяти людей, погибших такой страшной смертью подошли с небрежением. Но если это дело прошлого, то и сейчас не лучше. Единственное место, напоминающее о бессмертном подвиге шахтинки – ДК им. Ольги Мешковой уничтожено пожаром. Его руины служат нам, потомкам немым укором.
Автор: Александра Зайцева