Как 70 лет назад жители Шахт зарабатывали на мусоре
Сегодня горожане страдают от избытка мусора, который не успевают убирать, некоторые категории отходов жителям предлагают вывозить самостоятельно, за свой счёт. Однако были времена, когда за сдачу мусора ещё и приплачивали.
На страницах шахтинской газеты «Ленинское знамя», регулярно печаталось объявление с призывом сдавать в сельпо и заготконторы разный утиль и металлический лом. В организациях потребкооперации обещали платить по общему прейскуранту. Если с металлоломом всё понятно, то что предполагалось под словом «утиль»? Если не считать стеклянной посуды и макулатуры, то это могли быть какие угодно предметы. Вплоть до 1970-х годов ХХ в. агенты-скупщики, которых в народе по привычке называли старьёвщиками, ходили по дворам и помогали населению освобождать закутки, шкафы, антресоли от лишних вещей.
Вольные художники
Жители Шахт вспоминают, что ещё в 1960-х гг. на городских улицах можно было встретить старьёвщика, который очень отличался от симпатичной девушки из рекламного объявления 1954 года.
Он ездил на повозке, с запряжённой в неё лошадкой. Подковы громко цокали по асфальту, а собиратель утиля, въезжая во двор многоквартирного дома дудел в специальную трубку, созывая желающих избавиться от ненужного хлама. Внешность у него была необычная. По какой-то неизвестной причине у мужчины отсутствовал нос. Детвора, хотя и побаивалась его, тащила всякую ветошь для обмена на шарики со свистульками и другие незатейливые игрушки. В сельской местности старьёвщиков называли тарханами. Там они принимали у населения кости, перо, овечью шерсть, кроличьи шкурки и меняли их на продукцию кустарного производства, типа платков, корзин и различных приспособлений для резки овощей. Интересно происхождение слова «тархан», оно монгольское и означает – свободный от податей, другое значение – вольный художник.
Купцы с мусорным прошлым
В Советском Союзе скупка старых вещей, как и многое другое было под государственным контролем, но профессия старьёвщика не такая уж новая. И работали старьёвщики на себя. Ещё в средневековье люди промышляли собирательством всякого мусора. Большое распространение сбор утиля получил во второй половине ХIХ века, когда начало бурно развиваться промышленное производство и стало не хватать сырья. Например, ветошь и другие тряпки шли на переработку при производстве бумаги.
Старьёвщики бывали разные. Среди них находились и крючочники-мусорщики с непременным атрибутом в виде длинной палки с крюком на конце. Ей они ловко подцепляли заинтересовавшую вещь в помойке. Некой элитой были антиквары. Их тоже относили к категории старьёвщиков.
Рассказывая об обитателях знаменитого московского Сухаревского рынка, В.А. Гиляровский отмечал: «Букинисты и антиквары были аристократической частью Сухаревки. Они занимали место ближе к Спасским казармам. Здесь не было той давки, что на толкучке. Здесь и публика была чище: коллекционеры и собиратели библиотек, главным образом из именитого купечества».
Нередко и сами старьёвщики, разбогатев, становились купцами. В пример можно привести петербуржца М. В. Зива, который прошел путь от всеми презираемого крючочника до купца первой гильдии. В старости он жил в собственном великолепном доме-дворце.
К концу 1970-х гг. ремесло старьёвщиков осталось в прошлом. Товаров стало больше, появились комиссионные магазины, куда можно было сдать одежду и предметы домашнего обихода. В каждом городе существовали пункты приёма стеклотары и макулатуры. Пионеры также принимали активное участие в сборе вторсырья. Чтобы стимулировать интерес населения к этому занятию, взамен сданной макулатуры, например, выдавали купоны на получение дефицитной художественной литературы. Сегодня существует масса интернет-площадок, где можно продать по сходной цене ненужную в хозяйстве, но вполне ещё годную вещь или вовсе отдать даром.
Автор Александра Зайцева
При подготовке статьи использованы архивные материалы ГКУ РО «ЦХАД в городе Шахты Ростовской области».