Члены краеведческого клуба Шахт провели историко-экологическую акцию на берегах Атюхты

Члены краеведческого клуба провели историко-экологическую акцию на берегах реки Атюхты. 

Корни укрепляют берега

Атюхта – небольшая речка, протекающая на территории города Шахты и питающая своими водами Грушевку. Несколько лет назад русло реки Атюхты расчистили и углубили, чтобы во время дождей и паводков не подтапливало дома шахтинцев, живущих в непосредственной близости от неё. При этом пострадала растительность.

Деревья и кустарники, растущие по берегам, были безжалостно уничтожены земснарядом. Краеведы клуба «Корни твои» решили поправить положение и высадить по берегам Атюхты ивы.

Известно, что укрепление берегов корнями деревьев и кустарников необходимо, чтобы почва не осыпалась, река не заиливалась. Вспомнили краеведы и ещё об одной традиции – проводить маёвки на природе. И есть основание думать, что грушевцы занимались этим где-то в этих же местах. 

Революционный пикник

На старинном снимке фотографа В.Т. Лосева запечатлены несколько мужчин, по всему виду на пикнике. Перед ними разложено покрывало с едой и питьём, на ветках кустарника вяленая рыба, а под кустом корзина, в которой вероятно была принесена вся эта снедь. В руках одного из отдыхающих гитара. На обороте фотографии надпись: «Маевка в степи. «Белый Федор». 1912 г. 

 

В дореволюционной России маёвками называли праздничные гуляния, семейные и дружеские выезды на природу в первых днях мая. Начиная с 1890-х гг. под безобидные маёвки стали маскировать нелегальные собрания революционно настроенных граждан. Вполне возможно, что на фотографии Лосева именно революционеры.

Долгое время неразрешимой загадкой было: что вообще называлось Белым Фёдором?  Существовало предположение, что так звали какого-то шахтовладельца и это место рядом с его рудником.

Пытались угадать рельеф местности, даже нашли похожее место недалеко от Лисичкиного озера. Но недавно была обнаружена заметка в «Александровск-Грушевской маленькой газете» за 1912 год, которая приоткрыла тайну «Белого Фёдора».

В поисках Белого Фёдора

Из письма грушевца: «… Пришла весна, и нам «центровики» ещё добавили прелестей. За отсутствием городского ассенизационного обоза ассенизацией занимаются частные лица.

Причём не выполняют даже самых необходимых условий, не говоря уже о гигиеничности. Эти господа без всякого присмотра выливают содержимое бочек сейчас же на Пушкинской улице или в балочку, не закапывая, так что по последней вся эта нечистота течёт чуть ли не от семинарии, мимо бойни, и до полотна железной дороги, издавая на всём протяжении такой запах, что когда наши «бабы» ходят «в водопровод Белого Фёдора» за водой (это за 2 с половиной версты от города), то не выносят одуряющего запаха и с некоторыми «делается обморок». Это бывает с людьми, которые ко всяким запахам привыкли, а что делается с «базарным» человеком, когда он выйдет погулять за город, попадает на нашу «Тюхту»…». 

Из этого письма явствует, что «Белый Фёдор» – это место недалеко от речки Атюхты, куда жители ходят за водой, т.е. криница. В другой газетной заметке говорится о том, что криница находится вблизи упразднённой станции «Атюкта». Тот ли это «водопровод» или другой родник, не известно. В районе Белой горки несколько родников, а мергель – известковая глина, придаёт белый цвет окрестным склонам. Так что, вполне возможно, что «Белый Фёдор» находился как раз в этих местах. Правда, это не объясняет, почему «Фёдор»? 

Разбойник

Как вариант – так звали разбойника, который вымогал деньги у путников за проход по мостику через Атюхту и об этом тоже писали в газете. Те, кто отказывался платить, были им биты и брошены в речку. На эту мысль краеведов навёл современный мостик, часть из которого поставлена особым способом, чтобы дать понять – чужакам на одном из берегов не рады. Видно, что традиции здесь чтут. 

Автор: Александра ЗАЙЦЕВА

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика