Грязь, оружие и умная собачка: что случилось в Александровске-Грушевском 110 лет назад в первые дни года
Первые дни Нового 1915 года выдались тёплыми и слякотными. Из-за оттепели на улицах Александровска-Грушевского стояла непролазная грязь, причём более вязкая её консистенция располагалась по краям улиц, там, где должен был быть тротуар. Чтобы не остаться без галош грушевцы выходили на середину дороги, где грязь тоже была немалая, но жидкая. Там их ждал неприятный сюрприз в виде лихих всадников.
Те норовили пронестись на всём скаку мимо и обляпать несчастных пешеходов. В городской думе не один год обсуждался вопрос о замощении улиц, был даже введён попудный сбор с отгружаемого угля, дабы на эти деньги начать благоустройство. А чтобы ускорить процесс был взят кредит, но тут возникли споры, откуда начинать мостить улицы от станции «Грушевка» или от центра города. Пока гласные рассуждали и спорили, грушевцы страдали от бездорожья.
Кроме этого, городская дума постановила перенести праздничную торговлю с центральной площади на рыбный базар (ныне площадь 40-летия Победы). Связано это было с тем, что городские власти решили оздоровить центральную площадь, которая в базарные дни сильно загрязнялась разного рода отбросами и мусором. Это постановление далеко не всем понравилось, особенно торговцам, поэтому они подали протест наказному атаману, ведь перенос подрывал их коммерческую деятельность.
В Ссудо-сберегательном товариществе в это время были приятные хлопоты, связанные с переездом в новое собственное здание в самом центре города, в районе церковно-базарной площади. Здание было куплено за 40000 рублей. Дом с обширным двором и хозпостройками вмещал в себя канцелярию, склад земледельческих орудий и амбар для ссыпки зерна, ведь основными клиентами товарищества были селяне.
Товарищество могло себе позволить такие траты, даже несмотря на то, что в самом разгаре шла Первая Мировая война и спрос на сельскохозяйственные орудия значительно снизился. Ссудо-сберегательное товарищество было довольно многочисленным, в нём состояло более 1500 членов, на балансе организации имелось 350000 рублей, а годовой оборот составлял миллион рублей. Дело в том, что с августа 1914 года Ссудо-сберегательное товарищество занималось поставками в армию ячменя и сена и неплохо на этом заработало.
Умница Цилли
Приятные хлопоты в офисе Ссудо-сберегательного товарищества были омрачены чрезвычайным происшествием – кто-то похитил револьвер системы «браунинг». Наличие оружия в городских учреждениях не было редкостью, так как довольно часто на них случались вооружённые налёты грабителей.
В связи с пропажей из первой полицейской части вызвали собаку-ищейку по кличке Цилли. Собаку незадолго до этого город приобрёл у ростовского градоначальства и это «дело» было её дебютом на службе александровск-грушевской полиции.
Цилли привёл инструктор Кочергин. Вначале собака обнюхала место, где лежало оружие, потом она взяла след и повела через Церковную площадь в дом, где помещалась электростанция, которая принадлежала известным городским предпринимателям Ованесову и Семёнову.
Семёнов к тому же был старостой Петропавловского собора. Их магазины находились по соседству. Собака покрутилась там немного, забежала в квартиру и опять пошла по следу на Александровскую улицу (ныне ул. Ленина) уже в магазин Ованесова. Полицейские собрали всех служащих электростанции и Цилли, обнюхав работников, указала на помощника машиниста – человека с фамилией Мозговой. Он настолько растерялся, что даже не стал отпираться, сразу сознался в содеянном и показал место, где спрятал украденное оружие.
Оказалось, что Мозговой в этот день ремонтировал звонки в Ссудо-сберегательном товариществе. Совершать кражу он не собирался, но руки сами потянулись к бесхозной вещи, лежащей без присмотра на видном месте. Так умная собака не дала испортить праздник в Ссудо-сберегательном товариществе.
Автор: Александра Зайцева