История пожарной каланчи которая стоит в центре города Шахты
В нашем городе сохранилось сооружение, которое в современном мире – редкость. До наших дней дошло не так много каланчей.
Как на ладони
В самом центре города Шахты стоит пожарная каланча. Многие горожане проходят мимо, не обращая на неё внимания. Среди современных зданий старая каланча почти незаметна, а ведь когда-то она возвышалась над большинством городских строений, весь город и его окрестности были как на ладони. Наша шахтинская каланча представляет из себя квадратную в основании башню, сложенную из красного кирпича, расположенную на территории пожарно-спасательной части на улице Ленина. Слово «каланча» заимствовано из тюркских языков. На турецком языке «kale» означает «крепость» и первоначально каланчами именовали сторожевые башни на Кавказе.
Пожарные каланчи в российских городах начали строиться с начала позапрошлого века.
На вершине шахтинской башни находилась смотровая площадка, там и сейчас видны оконные проёмы, через которые раньше наблюдали, где пожар и определяли какой он силы. Перед одним из проёмов есть выступ, вероятно, этот проём – бывшая дверь. Говорят, здесь находился балкончик смотровой площадки.
Хотя пожарная служба у нас в городе появилась в XIX веке, каланча была построена лишь в начале ХХ века и служила на протяжении первой его половины, пока вокруг не построили более высокие здания. Пожарных можно было вызвать по телефону, набрав простой № 31. Но так как телефоны были редкостью, наверху каланчи дежурил боец. Бойцами пожарных стали называть с 1930-х годов.
Скучная работа наблюдателя располагала к чтению газет и книг на посту, что категорически запрещалось. За нерадивое несение службы можно было попасть на гауптвахту.
Во время Великой Отечественной войны состав пожарной команды был почти полностью женским. Женщины-бойцы выполняли мужскую работу. Тогда же было организовано подсобное хозяйство. Пожарные выращивали на отведённых им земельных участках зерновые, бахчевые и огородные культуры. В голодное военное время без этого приходилось тяжело.
Бойцы пожарной охраны должны были быть в отличной физической форме, поэтому спортивной подготовке придавали большое значение. Пожарные сдавали нормы ГТО (готов к труду и обороне). И мужчины, и женщины должны были выполнять нормы по подтягиванию, преодолению полосы препятствий, прыжкам в высоту и длину, а также заниматься гимнастикой, акробатикой и бегом на коньках.
В истории шахтинской пожарной службы бывали и курьёзные случаи. Так летом 1926 года по городу прошёл слух, что вызов пожарной охраны стоит 25 рублей. Экономные жители старались тушить пожары своими силами, и это иногда приводило к тому, что огонь сильно разгорался, и уже спасателям было трудно справиться с пламенем. Однажды их отказались впустить во двор к месту пожара, опасаясь платы.
Вместо пожарных – «Восток»
В Александровске-Грушевском пожарная часть вначале располагалась на углу Большой улицы (ул. Советская) и Малого проспекта (проспект Красной Армии), ныне на месте той пожарной части здание, известное в прошлом как магазин «Восток». Руководил пожарной командой брандмейстер. Его формой был зелёный сюртук и блестящая металлическая каска. Должность брандмейстера была упразднена с передачей пожарной охраны в Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД).
При пожарной части имелся такой вид средства передвижения как специальный конный пожарный обоз или – пожарный ход. Так как в городе долго не могли построить водопровод, а значит не были установлены гидранты, то этот обоз включал повозку с бочкой, наполненной водой. К ней полагалась ручная помпа для подачи под давлением воды в пожарные рукава. Также в обоз входила повозка, на которой пожарные перемещались и перевозили свои инструменты: лопаты и багры, а также лестницы. Не известно, использовались ли в начале ХХ века в качестве транспорта у Александровск-Грушевских огнеборцев автомобили, но вот такое новшество как пожарная сигнализация уже существовала.
В 1913 году углепромышленники задумались над тем, чтобы приобрести собственный пожарный автомобиль для тушения пожаров на рудниках. Любопытно, что ежегодно с владельцев рудников собирали по 600 рублей на содержание пожарной команды Александровска-Грушевского. Однако на рудники городские пожарные не выезжали. Углепромышленники посчитали, что содержание автомобиля обойдётся дешевле этих сборов.
Не выезжали городские огнеборцы и на железнодорожную станцию «Шахтная». Как написано в прессе тех лет, пожар, бушевавший несколько дней: «никто и не думал тушить». Горело сено, скупленное у населения Ссудо- сберегательным товариществом для отправки в армию. Сено, в котором так нуждались на фронтах Первой Мировой войны было полностью уничтожено. Сгорело 85000 пудов.
Сигнализация
На автомобилях стояли клаксоны и небольшой колокол, чтобы, как и в современном мире, подавать сигнал о своём появлении, дабы никто не перегораживал дорогу и не препятствовал движению огнеборцев. В случаях с пожарными обозами, запряжёнными лошадьми, поступали по-другому. Впереди пожарного обоза скакал так называемый «скачок» – верховой пожарный. Этот человек первым являлся на пожар, за несколько десятков секунд до обоза, уточнял очаг пожара и давал сигнал, куда заезжать остальным.
Шахтинская пожарная каланча была построена в густонаселённом районе, среди таких исторических зданий как: магазин купца Азовцева, Дом Семёнова с гостиницей и магазином, магазин Ованесова, а также их совместная электростанция. Именно она питала систему пожарной сигнализации. Когда появилась станция электрической сигнализации к ней были подключены здания, в которых размещались различные общества, банки и магазины. Уже спустя две-три минуты после получения сигнала о пожаре команда выезжала на место.
К сожалению, почти все из вышеперечисленных старинных зданий утрачены, остались единицы, и у нас есть возможность видеть их воочию
Автор: Александра ЗАЙЦЕВА