Забытая профессия: в чем заключается работа штейгеров в Александровск-Грушевске

Кто такие штейгеры и что они делали на рудниках в Александровске-Грушевском.

За всё в ответе

Сегодня уже мало кто помнит шахтёрские термины, которые были в ходу относительно недавно, в ХХ веке, что уже и говорить о веке ХIХ. Но именно оттуда дошло до нас такое слово как штейгер – старинное наименование горного мастера. В Александровске-Грушевском горных инженеров было мало, поэтому чаще всего именно штейгеры руководили рудничными работами на шахтах.

Яркий пример этому – Емельян. Колодуб. Он, выпускник Штейгерской школы в Лисичанске, наверное, самый известный штейгер нашего города. Колодуб долгие годы работал на руднике Шушпанова, а после Общества «Грушевский Антрацит».

В ведении штейгера было всё подземное хозяйство рудника, а также паровые котлы на поверхности, механизм спуска-подъёма в шахту и техника безопасности. Рабочий день штейгера начинался с осмотра состояния ствола перед сменой. Дело в том, что зимой холодный воздух, поступающий для вентиляции горных выработок, обдувал мокрые стены ствола и те покрывались ледяной коркой. Мокрыми они были и от подземных вод, сочащихся из стен, а чаще от воды, которую поднимали в железных ящиках. На многих старых шахтах таким образом происходила откачка воды. Слой льда иногда был настолько значительным, что клеть, в которой рабочие спускались под землю застревала. Канат начинал ложиться на крышу клети, а та в свою очередь висела над пропастью, поддерживаемая только ледяными наростами. В любой момент могло произойти обрушение, клеть на большой скорости устремилась бы вниз и рухнула, оборвав канат. Задачей штейгера было определить такие места и дать задание плотникам отбить лёд. Проводя это обследование штейгер подвергался смертельной опасности.

Рюмаргерия с нудизмом

Штейгер также следил, чтобы шахтёры не выходили на работу пьяными. С инженером А.И. Фениным на заре его профессиональной деятельности, когда он занимал должность старшего штейгера, на одном из рудников Донбасса, произошёл случай. Плотники, отбивающие лёд в стволе, вдруг перестали отвечать на сигналы верхового (рабочего, руководившего движением клети). Такое могло произойти, если бы плотники сорвались вниз и разбились. Вероятность этого была велика, ведь они делали свою работу, стоя в тех самых железных ящиках, в которых поднимали воду на поверхность и, естественно, ящики были обледенелыми и скользкими. Но всё закончилось благополучно. Оказалось, что плотники выпили для «сугрева» и уснули прямо на холодном железе.

Надо сказать, что злоупотребляли алкоголем и некоторые начальствующие особы, называя это явление «рюмаргерией». В связи с этим на Макеевском руднике в конце позапрошлого века случился забавный случай. Там управляющим был некий Сутулов, который рудником занимался мало, взвалив всю работу на штейгера, а сам допоздна засиживался, играя в карты с соседями, не забывая и о «рюмаргерии». Вставал поздно, а летом любил нежиться в голом виде на солнышке у себя в саду. Жил он рядом с конторой поэтому, когда ему доложили о визите директора горного департамента, явился туда в костюме Адама, так как не ожидал ничего подобного, думая, что это шутка. Увидев начальника, смущённый Сутулов убежал обратно домой и через минуту явился в мундире и со шпагой.

Игры в стачку

От взаимоотношений штейгера и шахтёров многое зависело. Например, быть или не быть шахтёрской стачке. Начиная с 1890-х гг. на рудниках Донбасса появилась «традиция» устраивать забастовку на Троицу. Соблюдался своеобразный ритуал. Примерно за неделю до праздника бессемейные шахтёры вместе со всем своим скарбом уходили из казарм жить в степь. Выглядело это так как будто какой-то табор. Там они спали, готовили себе еду, благо погода в это время стояла обычно чудесная: ещё не слишком жарко, степь покрыта зелёной травой и цветами. Штейгеру, которого они видели ежедневно, шахтёры высказывали свои требования: «встречи с самим хозяином» и «прибавки». Как правило, добивались только встречи с «самим», которая происходила на третий день Троицы, перед работой. От уважения к штейгеру и его доверительных отношений с рабочими зависело перерастёт эта «игра» в нечто более серьёзное с погромами и демонстрациями или шахтёры выйдут работать.

В начале ХХ века количество горных инженеров увеличилось, но их услуги стоили недёшево. Это обижало штейгеров, так как знаний у них было не меньше, а опыта зачастую и поболее, но труд их оплачивался скромнее. Время всех уровняло, теперь в городе не сыщешь ни тех, ни других.

Автор: Александра Зайцева

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика