В шахтинском реабилитационном центре ставят танцы для детей-инвалидов на колясках

В центре комплексной реабилитации и абилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями "Добродея" занимаются танцами даже с самыми тяжелыми инвалидами, в том числе колясочниками. Для чего это нужно и каких результатов можно достичь на уроках танцев инвалидам, рассказала педагог дополнительного образования, хореограф, работающая в центре 25 лет, Татьяна Сафонова. 

В начале ноября в центр “Добродея” въехала новая группа детей от 5 до 18 лет из различных уголков Ростовской области. Ребята будут проходить реабилитацию в ноябре и декабре. Одно из дополнительных занятий – хореография, преподает ее Татьяна Сафонова. Чтобы танец с ребенком-инвалидом приносил удовольствие и продуктивные результаты, к каждому ученику вырабатывают индивидуальный подход на основании данных о его диагнозе и возможностях. Педагог уже познакомилась с прибывшими подопечными и оценила способности каждого. В зависимости от возраста и возможностей, дети в дальнейшем будут заниматься по группам. Уроки проводятся два раза в неделю. Для дошкольников они длятся по 20-30 минут, иначе малыши начинают уставать и плохо усваивать информацию. Старшие дети танцуют 40-45 минут. Ребята на инвалидных колясках, из-за скованности мышц, устают быстрее, поэтому их уроки длятся не более 35 минут. 

 

Быть востребованным 

Танец учит детей с различными заболеваниями воспринимать свое тело и помогает адаптироваться в обществе. Занятия хореографией снижают эмоциональный дискомфорт и тревожность. Татьяна Ивановна за годы работы заметила, что после тренировок даже у ребят с самыми сложными диагнозами, появляется положительная динамика в развитии.

- Глаза сияют, появляется улыбка. Люди на колясках постоянно скрюченные, им тяжело держать осанку. После нескольких уроков у них получается сидеть с ровной спиной, - поделилась хореограф. 

На первых занятиях подопечные учатся правильно держать голову, спину, расправлять плечи. 
Кардионагрузка отлично справляется со стрессом и негативными эмоциями. Дети становятся гораздо самостоятельнее, реагируют на аплодисменты, удерживают зрительный контакт с другими участниками.

- Когда говорят о танцах на колясках, представляют девочек в бальных платьях на танцполе и они вращаются на коляске с танцором-профессионалом в паре. У нас тут абсолютно по-другому, - рассказала Татьяна Сафонова.

Не все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата способны работать руками. Поэтому танец с ними поставить довольно сложно. Кроме того, ребята, передвигающиеся на колясках, ограничены не только в движении, но и в общении. Многие из них находясь дома, редко видят гостей или друзей-сверстников. Поэтому, опытный педагог Татьяна Сафонова ставит комбинированные танцы. В таких постановках дети на колясках работают в паре с теми ребятами, кто может самостоятельно передвигаться. Им есть кому подать руку или покружить коляску. Так колясочники общаются со сверстниками и чувствуют себя востребованными.

- Есть детки у которых хорошая, грамотная речь, учатся в школе и двигают ручками. С ними мы уже ставим танцы, делаем флешмобы, - рассказала педагог.

Со своими постановками ребята даже выступают на мероприятиях центра. Правда, сценический костюм для них подготовить практически нереально. Из-за скованности тела дети не могут самостоятельно переодеться, им нужны помощники. Поэтому на сцену они выходят в удобных для них вещах, доработанных яркими, интересными деталями, это могут быть ободки, шарфы и т.д. 

Поймать ритм

Из-за скованности тела у детей проблемы с чувством ритма.

- Когда человек ходит, у него есть ритмичный шаг, а не ходящие не понимают ритмичности движений, - прокомментировала Татьяна Сафонова. – Поэтому первые занятия начинает с развития чувства ритма и слухового восприятия.

Музыкальное сопровождение для уроков подбирается в зависимости от возраста учеников. Для малышей это детские песни и инструментальная музыка, вальсы, польки, народные ритмы.

Для старших подопечных Татьяна Ивановна ставит бальные танцы, народные и эстрадные с соответствующим музыкальным сопровождением. Педагог подготавливает программу так, чтобы дети знали разные направления и могли их отличить. 
 

- Изучаем теорию танцев, показываю на экране примеры, чтобы ребята поняли, как это должно выглядеть. 

Если у подопечных на коляске получается повторить хоть пару танцевальных движений, это уже большое достижение для них и педагога.

- Дети на колясках больше всех любят занятия. Для них даже маленькие достижение – это большие подвиги. Такая отзывчивость мотивирует меня, как педагога, заниматься с ними, - поделилась Татьяна Сафонова.


Выбор коляски

Для профессиональных занятий танцами, необходима специальная коляска, которая кружится и передвигается легко, плавно и без препятствий. В “Добродее” приобрели два таких кресла, чтобы ребята могли в них заниматься и ставить новые рекорды. Но они подходят только для тех, кто умеет работать руками и вращать спиной.

По словам Татьяны Сафоновой, зачастую дети поступают в центр с неподходящими для них колясками. Они в них не могут не только обучаться хореографии, но и с трудом передвигаются вне занятий. Родители не замечают этого в быту. 
  

Зажгли звезду 

Есть на счету у “Добродеи” даже свои звезды, одна из них Анна Морозова. Девушка, будучи ребенком, проходила реабилитацию в шахтинском центре. После она так увлеклась танцами, что сейчас состоит в всероссийском ансамбле колясочников. Аня Морозова одна из тех, кто вопреки прикованности к инвалидному креслу, танцует на большой сцене.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика