Лица шахтеров: как опасная профессия сделала из мальчика мужчину

 

В "КВУ" продолжают приходить письма в рамках проекта "Лица шахтеров". На сей раз о тяжелом труде своего мужа под землей рассказала шахтинка Ольга Ткачева.

Мой муж, Сергей Стефанович Ткачёв, всю свою трудовую жизнь посвятил угольной промышленности российского Донбасса, проработав на предприятиях комбината «Ростовуголь» тридцать лет (1973-2003 гг.).  

Шахтёрский край 

Сергей Ткачёв прошёл путь от подземного сменного инженера в шахте до ведущего инженера службы охраны труда в технической дирекции комбината «Ростовуголь».

Он родился в 1950 году на Дальнем Востоке, в Приморском крае, где в то время служил его отец Стефан Константинович. После его выхода в отставку (в 1966 году) Ткачёвы вернулись в родной для главы семейства город Шахты.  

Южный шахтёрский город поразил воображение Сергея. Он сразу в него влюбился. Профессия шахтёра была почётной и уважаемой, поэтому после окончания средней школы №3 (в 1967 году) Сергей не захотел продолжить семейную традицию (его родители были врачами), а выбрал для себя профессию горного инженера. Он поступил в шахтинский филиал НПИ на факультет «Технология и комплексная механизация разработки месторождений полезных ископаемых». Надо отметить, что для некоторых студентов горного факультета первая практика на шахте оказывалась последней.  Дело в том что, испугавшись условий работы в шахте, они спешили перевестись на другой факультет.  Те же, кого шахта не испугала, продолжали учёбу.

Свою первую производственную практику студент Сергей Ткачёв проходил на шахте №2 «Провальская» в комбинате «Свердловантрацит».  Сначала он трудился рабочим очистного забоя. Руководство шахты, приглядевшись к практиканту и отметив его организаторские способности, предложило ему поработать горным мастером, так как в то время в этом была производственная необходимость. С работой горного мастера Сергей успешно справился, познав азы своей будущей профессии. 

Взрослая жизнь

Быстро промчались годы учёбы, по распределению выпускник попал на шахту «Юбилейная», где он стал работать подземным сменным инженером. Затем Сергей Ткачёв перешёл работать   в проектную контору комбината «Ростовуголь», которая считалась «кузницей инженерных кадров», чтобы стать инженером-проектировщиком в горном отделе.

В 1975 году усердие молодого специалиста и упорный труд принесли свои плоды – Сергея Стефановича повысили в должности, он стал старшим инженером.  Время шло, и, хотя работа в горном отделе проектной конторы «Ростовуголь» радовала Сергея, он понимал, что подобно выросшему птенцу, которому стало тесно в родительском гнезде, пора отправляться в самостоятельный полёт. 
В 1980 году он перешёл из проектной конторы в техотдел шахты «Глубокая», а с августа 1983 года стал работать в службе охраны труда технической дирекции комбината. 

 

Большая ответственность

Работники охраны труда выезжали на плановые комплексные проверки всех шахт «Ростовугля». Каждая шахта раз в году проходила плановую проверку, а те шахты, где были сложные геологические условия или частые нештатные ситуации, проверялись ещё и внепланово.
Несведущие люди думают, что раз человек работает в технической дирекции, то он там «штаны просиживает». Это совсем не так. 
Работникам сектора, в котором работал Сергей Стефанович, приходилось ездить в многочисленные командировки, спускаться в шахты и инспектировать самые опасные участки подземных выработок.

К сожалению, во времена перестройки министерством угольной промышленности был отменён главный документ, регламентирующий ответственность за несоблюдение требований правил безопасности («Дисциплинарный устав»). В этом уставе был пункт, в котором говорилось, что, если человек был уволен с шахты за нарушение «Дисциплинарного устава», то никакой суд не был полномочен восстановить его на работе. 
Молодые демократы, пришедшие к власти, сочли этот пункт нарушением прав человека. Вместо того, чтобы отменить только этот пункт, отменили весь устав. Несомненно, это было большой ошибкой. Сразу резко возросли аварийность и травматизм со смертельным исходом. Иногда на шахтах Комбината «Ростовуголь» в день погибали по два и больше человек.

Надо было принимать меры, но у руководителей шахт не было теперь документа, позволявшего наказывать нарушителей. Тогда из работников технической дирекции образовали бригады, и разослали дежурить на все шахты. Там они дневали и ночевали, следили, чтобы перед спуском людей в шахту посменно проводились внеплановые инструктажи по правилам безопасности. А шахтёров, выехавших после смены из шахты, заставляли повторно ознакомиться с паспортами крепления и другой техдокументацией.

Это вызывало большое возмущение у рабочих, они хотели после смены скорее попасть домой. И всё же, в конце концов, эти меры принесли свои плоды – травматизм значительно уменьшился, хотя так и не пришёл к доперестроечным значениям.

Сергей Стефанович Ткачёв вышел на пенсию в 2003 году. Свою энергию он переключил на семью, воспитав двоих замечательных внуков. Надеюсь, что они будут такими же целеустремлёнными, как их дедушка, который был верен однажды выбранной профессии. К сожалению, Сергея Стефановича нет с нами, он ушёл из жизни год назад – 13 августа 2021 года.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика