Аттракцион невиданного потребления: постоянные покупки стали нормой для жителей Шахт. Узнай себя в статье
25 ноября будет отмечаться всемирный день отказа от покупок. Для меня этот праздник выглядит как насмешка. В наше время маховик потребления настолько раскрутился, что один день — это даже не капля в море, а намного меньше. День отказа от покупок может служить только одной цели — чтобы человек хотя бы задумался о том, сколько потребляет, ради чего он это делает, и так ли это необходимо.
Всё начинается ещё до рождения. Беременная женщина покупает кучу ползунков, костюмчиков и сосок. Их дарят родственники, друзья (с пустыми руками же идти в гости к малышу неудобно). Не важно, что весь этот показ мод ребёнок наденет от силы один раз.
Затем начинается период игрушек. Сейчас машинки, куколки и книжки продаются по 50-100 рублей. Ребёнок оказывается завален всем этим добром уже к первому дню рождения.
Дальше — больше. Подарки приносят минутную радость, затем складываются в шкаф, пока малыш с удовольствием играется одной любимой игрушкой или тюбиками от маминых кремов.
В школе фестиваль потребления продолжается. Горы канцелярских принадлежностей покупаются просто потому, что красиво выглядят — на них нарисованы любимые персонажи. Уверена, что нынешние дети даже не знают, что в шариковых ручках можно поменять стержень. Просто выкидывают и покупают новые. Честно говоря и качество этих ручек оставляет желать лучшего - «заканчиваются» они порой раньше пасты.
С каждой четверти дети заводят новую тетрадь, хотя старая ещё не закончилась. Тетради по музыке, например, вообще хватило бы на все 4 года. Зачем её менять?
В подростковом возрасте начинается соревнование брендов. Подростки хвастаются фирмой от которой приобретена одежда, активно обсуждают «паль» (подделка) или «не паль» надета на их друзьях. Вещи быстро устаревают, родителям приходится ракошеливаться на новые.
Взрослые соревнуются не только в брендах одежды, но и во всём остальном: машины, спортзалы, путешествия. Чем больше ты потребил, тем «более успешным стал». И это бесконечный процесс.
Потом пластиковые ручки, брендовые шмотки, устаревшие машины гниют рядом с нами (в лучшем случае, бесследно исчезая, в худшем — загрязняя окружающую среду).
Что можно сделать? Наверное, как всегда, начать с себя. Не купить ребёнку очередную ненужную игрушку, второй (третий) сезон проходить в одной и той же куртке, подумать, как можно радовать себя не потребляя, а созидая.