Шиш, зимовище и курень: какие дома строили казаки в Ростовской области

Все знают, что дом казака называется – курень, но это в относительно недавнем прошлом. Самые первые казачьи городки состояли из шишей и землянух.

Шишами называли временное жилище наподобие шалаша. Стены шиша на Дону были плетёными, на жерди, уложенные сверху в виде конуса, клали солому, а чаще камыши. Шиши бывали холодными – летними и обогреваемыми, в которых устраивался очаг. В качестве временного жилища существовали также землянухи или землянки. Они отличались от шишей более плоской формой крыши, которая сверху присыпалась землёй. Это обеспечивало лучшее сохранение тепла внутри.

Недругам казаки говорили: «Пускай пламя набегов сожжёт городки наши, через неделю заплетём новые плетни, набьём их землёю, покроем избы, и городок будет готов. Скорее враг устанет сжигать жилища наши, нежели мы возобновлять их».

С наступлением более спокойной жизни и жилище казаков изменилось. Появились те самые курени. Считается, что «курень» от слова «куриться» и когда-то был курным, т.е. топился по-чёрному. Это значит, что в помещении не было привычного дымохода. Дым сначала скапливался под низким потолком, а потом выходил через специальные отверстия в стенах – дымники или дымоволоки. Потолок при этом становился чёрным от сажи. Пословица «Не красна изба углами, а красна (то есть красива) пирогами» как раз про курную избу.

Владимир Даль приводил двоякое толкование слова «курень»: от «куриться», а также от монгольского слова «куря», что означает – кочевье. Значение слова «курень» он определял как «временный приют в лесу, в поле, шалаш, балаган, землянка, шатёр, хижина, лачуга».  

Ныне в казачьих куренях над крышей виднеются белёные известью или мелом трубы и отопление происходит вполне традиционным способом. 
Жизнь первых казаков во многом была связана с реками. Они не мыслили своего существования вдали от воды. А так как в прошлом реки по весне сильно разливались, то дома строили на сваях. Некоторые станицы в половодье напоминали Венецию. Потом сваи ушли в прошлое, появился первый хозяйственный этаж и второй – жилой. По периметру дома устанавливались рундуки – вид навеса на столбах, наподобие нынешних балконов. Их ещё называли галереями или «галдареями», а также и «балясами». Это отголоски тех времён, когда дома стояли на сваях. К этому же можно отнести и высокий цокольный этаж – низы. Низы выручали при весеннем половодье, в остальное время на нижнем этаже размещались все хозяйственные помещения. Со временем наличие низов в курене стало показателем его зажиточности. Казаки считали, что хранить продукты лучше в камне, а жить в дереве, поэтому второй этаж, как правило делался деревянным. Крышу делали либо черепичной, либо железной, а чаще камышовой. Вечером кумушки собирались на галдарее, чтобы лясы (балясы) точить – поболтать, значит по-современному.

Приметы и предосторожности

Прежде чем приступить к строительству казачьего куреня, долго и тщательно выбирали место. В таких случаях обращались к знающим и авторитетным казакам. Считалось, что хорошая примета, если дом будет стоять рядом с муравейником. В этом случае владельцу дома было обеспечено богатство, а его домочадцы подобно трудолюбивым насекомым будут работать не покладая рук и тащить добро в своё жилище.
И напротив, старики не советовали начинать строительство на пепелище или там, где когда-то проходила дорога. Это сулило скорую смерть хозяину.

Кажется невероятным, но храбрые казаки с детства боялись всякой нечисти, верили в приведения и домовых. Они были уверены, что домовой вселяется в здание ещё с той поры, как закладывается фундамент и не покидает дома до самого его разрушения. При начале строительства дома делали «закладочное угощение». Там, где предполагался красный угол с образами святых, резали курицу или петуха. Затем распивали по стаканчику. Под будущий красный угол закладывали медные деньги на удачу домохозяину.

Чтобы избежать разного рода неприятностей существовала традиция, одобряемая церковью. Согласно ей дом освящали несколько раз.  Три раза приглашался в курень священник для освящения домостроения.  Первый раз – для освящения места, на котором собирались построить дом. Второй раз он приглашался при закладке фундамента. И третий – уже при завершении строительства, перед самым заселением семьи.
Считалось, что если всё же кто-то построит дом без соблюдения всех народных и церковных обрядов, то в него вселится нечистая сила, которая будет беспокоить хозяев, а то и вовсе выживет их из дома.

Свойские кирпичи

Зажиточные казаки низы в курене строили из песчаника или кирпича, остальные использовали саманный кирпич. Стены из такого кирпича хорошо сохраняли тепло зимой, а летом прохладу. Интересна технология изготовления кирпичей из самана. Неподалеку от места строительства вырывали круглую яму около шести метров в диаметре и минимум полметра в глубину. Насыпали туда глину, ведрами подливали воду и начинали гонять лошадь, а иногда и две, по кругу. Через час-полтора добавляли мелкорубленую солому и, хорошо перемешав, из готовой массы делали кирпич. Для этого использовали деревянные формы.
Сушили эти кирпичи в течение пяти-семи дней, в зависимости от погоды. Когда одна сторона просыхала, кирпичи ставили на ребро. Для окончательной просушки саманный кирпич складывали в пирамиду и делали над ней навес от дождя. За хорошее жаркое лето саман полностью просушивался. А ранней осенью после уборочных хлопот начинались строительные работы и саманный кирпич шёл в дело.

Квадратно-круглые жилища

Все важные вопросы казаки решали сообща на Казачьем кругу и не случайно. Казаки очень уважали эту геометрическую фигуру. Казачьи городки также имели в своём очертании круг или овал, были у казаков и «круглые дома», но не в прямом смысле. Дома, называемые круглыми, имели традиционные прямые углы и почти равные по длине стены, т.е. они были скорее квадратными. Круглыми же их называли за расположение окон, которые выходили на все четыре стороны и можно было смотреть по кругу, а также за внутреннее устройство помещений. Печь в таких домах располагалась посередине дома, а все комнаты шли вокруг неё одна за другой, т.е. по кругу. Традиционно в печку было вмонтировано небольшое зеркальце, которое называли «мордоглядкой».

Главным помещением в курене, была «зала», отгороженная от входной двери сенями. В красном углу залы находилась божница, под нею располагался стол, всегда накрытый чистой скатертью, вдоль стен стояли лавки и «постав» - шкаф для посуды. Стены украшали портретами родственников, атамана и государя императора, картинами с изображениями «мирских и святых». На видном месте было оружие, как добытое в бою, так и купленное: винтовки, шашки, пистолеты и даже пики, подвешенные на крюках у самого потолка. В начале ХХ века особым шиком считался граммофон, установленный на высокой тумбочке и по непонятной причине звавшийся «Серафимом».

В четырёхкомнатном казачьем курене обязательно устраивали парадную спальню. В ней селили приезжих гостей. Если в доме появлялись молодожёны, то первое время их семейной жизни эта спальня отводилась им. Кровать в парадной спальне украшали горкой перьевых подушек и застилали нарядным покрывалом. В сундуках хранили одежду. Они также служили дополнительным спальным местом.
К сожалению, настоящих казачьих куреней с каждым годом становится всё меньшее и меньше, как и самих хуторов и станиц. О них ещё могут рассказать немногочисленные старожилы и напоминают грушевые деревья, которые было принято высаживать перед домом. Особенно это заметно по весне, когда в степи виднеются одиноко цветущие деревья.  

Подготовила Александра Зайцева

 

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика