Не женское дело: истории о том, как в Шахтах женщины трудились под землёй наравне с мужчинами
Женщины на угольных шахтах трудились и в дореволюционной России, и после. Однако, если ранее не существовало никаких ограничений, то в СССР, хотя и приветствовали равноправие мужчин и женщин в профессиональном плане, всё же соблюдали требования Конвенции, принятой Международной организацией труда, по которой женщинам под землёй работать не полагалось.
Не женское дело
Война внесла свои коррективы в правила. 4 октября 1943 года по шахтам была разослана не подлежащая оглашению Директива Наркома угольной промышленности СССР В. В. Вахрушева о внедрении женского труда в угольной промышленности. В ней указывалось, что необходимо «перевести всех мужчин, подлежащих замене женщинами на работы в забой и на прохождение выработок. На освободившиеся места направить женщин».
В городе даже прошло собрание домохозяек, выразивших желание выйти на работу. Для них и женщин, чьи профессии были далеки от угольной промышленности были организованы специальные курсы техминимума, чтобы дать элементарное представление о производстве.
На шахте им. Октябрьской революции была бригада, состоящая полностью из 14-15 – летних девушек.
Поставили копёр
Женщины шахты Ново-Азовка впервые в истории установили поваленный металлический копёр! Копёр – это конструкция, расположенная на поверхности над шахтой, предназначенная для размещения подъёмной установки.
Высота копра несколько десятков метров. Произошло это эпохальное событие в полдень 19 июля 1943 года. Вот как это было.
На земле основанием к стволу лежала многотонная громада копра. Верхний конец его на несколько метров был приподнят домкратами. От копра к лебёдкам тянулись толстые канаты. У лебёдок стояли женщины. Все они смотрели на инженера, который скомандовал: «Приготовиться к подъёму!»
Начальницы лебёдок повторили команду, и остальные женщины заняли свои, заранее обговорённые, места. Они взялись за вороты лебёдок и начали их крутить. Канаты натянулись как струны, лебёдчицы напрягли все свои силы и копёр дрогнул, верхний конец его нехотя пополз вверх.
Инженер с тревогой наблюдал за процессом подъёма, потому что копёр был собран из обломков прежнего взорванного и канаты были тоже старые, могли не выдержать, а самое главное, копёр поднимали одни только женщины.
Но всё прошло благополучно. Когда копёр закрепили, одной из установщиц – Зуйкиной доверили установить на его вершине флаг, что она и сделала, взяв себе в помощницы Юрьеву.
Руками женщин
Изучая архивные материалы, можно заметить, что под землю шахтинки спустились ещё до разрешения наркомата угольной промышленности. Сохранились имена первых женщин, заменивших мужчин в лаве: Мария Логвинова, Пелагея Иванова, Раиса Кондаурова и Мария Игнатенко. Бывшие домохозяйки уже в июне 1943 года стали навалоотбойщицами* шахты им. Газеты «Комсомольская правда».
В шахтёрскую профессию их привела Мария Логвинова, которая успела поработать вагонщицей. Вслед за ними пришли и другие. Часто старые шахтёры приводили своих родственников.
Так произошло на шахтах «Северная» и «Ново-Азовка».
Проходчик Пудов П.Г. обучил профессии дочерей Зинаиду и Евдокию, проходчик Бакуров П.С. привёл дочь Фросю, которая в мирное время трудилась педагогом.
Многие, пришедшие на шахту в суровые военные годы, остались работать под землёй и в мирное время, вплоть до выведения женщин из шахт в 1966 году, когда вновь был наложен запрет на подземный женский труд.
*Навалоотбойщик – горнорабочий, занятый отбойкой угля и наваливанием его на конвейер в забое.
**Проходчик – это рабочий, занимающийся подготовительными горными выработками для последующей добычи полезных ископаемых.
При подготовке статьи использованы архивные материалы ГКУ РО «ЦХАД в городе Шахты Ростовской области».
Автор материала: Александра Зайцева