Дарить носки не смешно: как отмечали в Шахтах 100 лет назад День Защитника Отечества
РККА – армия рабочих и крестьян
23 февраля на территории России и некоторых бывших республик СССР принято праздновать День Защитника Отечества. Первоначально он назывался «День Красной армии». Начиная с 1946 года – «День Советской армии», с 1949 по 1992 годы – «День Советской армии и Военно-морского флота».
Дело в том, что 23 февраля 1918 года принято считать днём создания Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). С этого времени началась массовая запись добровольцев в её отряды. Основной единицей при формировании РККА, на добровольных началах, был отдельный отряд, представлявший собой воинскую часть с самостоятельным хозяйством. Во главе отряда находился Совет: военный руководитель и два военных комиссара. В Шахтах было несколько мест, где происходило формирование таких отрядов. Памятная доска, сообщающая об этом, имеется на стене клуба «Планета» (на Пролетарском кругу), другая висела до пожара, полностью уничтожившего здание, у входа в Артёмовский музей трудовой и боевой славы.
После окончания гражданской войны ещё не существовало праздника, но о событиях тех лет и первых отрядах вспоминали и поздравляли не на словах, а на деле.
Почёт и уважение на фоне разрухи
В феврале 1921 года в молодом советском государстве прошли «Недели Красной казармы». Не был исключением и город Шахты. В течение 7 дней шахтинцы наводили порядок в казармах, в которых проживали красноармейцы. Горожане выходили на субботники и чинили крышу, прогнившие полы, вставляли стёкла в окна.
В газетах писали о заслугах красноармейцев перед Родиной и просили не ставить им в вину продразвёрстку, ведь они выполняли приказ руководства страны. Надо сказать, что красноармейцы в первые годы РККА точно так же, как и рабочие и крестьяне, из которых они вышли, недоедали, да и с обмундированием тоже было туго. У красноармейцев зачастую не имелось и нормального постельного белья.
Снабжение армии было смешанным. Оружие и обмундирование выдавались централизованно, а продовольствием и фуражом военные части снабжали себя сами. Из-за этого в особо бедственном положении оказывались те, кто служил на флоте.
Лапти вместо сапог и рассадник инфекции
Согласно данным об обмундировании некомплект в полевых частях составлял 30-50%, обуви – 60-80%. Бойцы, чтобы не ходить босиком, обувались в лапти. Существовали даже артели, получающие госзаказ на тысячи пар лаптей для нужд армии. Проведение «Недели Красной казармы» также было продиктовано острой насущной проблемой – почти все помещения, где жили красноармейцы не соответствовали санитарным нормам и являлись рассадниками заразных заболеваний. В частях не хватало медикаментов, медперсонала, бань, дезинфицирующих средств. Мыло было страшным дефицитом. За время проведения «Недели красной казармы» многие проблемы удалось решить с помощью сердобольных горожан, которые делились с красноармейцами своим личным скарбом.
Нелёгкая это работа
Красноармейцы вкалывали по 12-13 часов в день. Ежедневная служба красноармейца начиналась очень рано – подъём в 5 часов утра. Обязательные ежедневные занятия составляли не менее 8-10 часов, плюс к этому бойцы проводили 2-3 часа на «необязательных» политических занятиях. Сложнее всего приходилось кавалеристам, потому что им ко всему ещё надо было ухаживать за лошадьми.
Быть красноармейцем считалось почётно, но обратной стороной славы являлись не только тяготы быта. В 1921 году, согласно приказу №4 Александровск-Грушевского Военного комиссариата, бывшие красноармейцы горных специальностей были откомандированы работать на шахты. Где бы ни трудились уволенные в запас, их в приказном порядке отправляли добывать уголь. Руководители учреждений, в которых числились бывшие красноармейцы, в случае несообщения куда следует о таковых, считались укрывателями дезертиров.
Сегодня, отмечая 23 февраля, мы редко вспоминаем о его истоках. Хотя, если задуматься о том, из чего он рождался, то традиционное дарение носков, над которым принято иронизировать, не лишено смысла.
При подготовке статьи использованы архивные материалы ГКУ РО «ЦХАД в городе Шахты Ростовской области».
Автор: Александра Зайцева