Какие танцы были запрещены в Шахтах в прошлом веке
Ежегодно во всём мире 29 апреля празднуется Международный день танца. В этот день в 1727 году родился французский балетмейстер, хореограф и теоретик балета, реформатор, вошедший в историю как «отец современного балета» Жан-Жорж Новерр.
Балет балетом, однако танцы были известны задолго до этого и в отличие от па на пуантах были не такими сложными в исполнении, а танцевали буквально все: и аристократы, и простой люд.
О танцах на рудниках в окрестностях Александровска-Грушевского ничего не известно. Возможно, потому, что шахтёрский труд был тяжёл и на танцы сил уже не хватало, а вот в самом городе уважали вальс, лезгинку и особенно польку Ойру.
О, Редед
Считается, что Ойра – это танец-полька. Пляшущие часто скандировали «Ой-ра!», отсюда и произошло название. Во время танца двигаются парами по кругу. Ойра содержит движения характерные для всех полек, однако существует мнение, что происхождение этого танца вовсе не европейское и имеет отношение к народам Кавказа.
Объясняется это легендой, в которой к смертельно раненому адыгскому национальному герою Редеду подошли соплеменники и спросили: «Как увековечить твое имя, князь? И князь попросил, чтобы на каждой свадьбе упоминали его имя. С тех пор на любом свадебном торжестве во время танцев или песнопений танцующие в припеве восклицают «О, Редед!». Так и появились припевные слоги «оредед», «орида», «орайда», «орира» и «ойра».
Бальная лезгинка
На городских танцплощадках Александровска-Грушевского с удовольствием танцевали бальную лезгинку известного в то время танцмейстера А. Цармана. Он переработал народные танцы и создал их бальные версии, причем не только лезгинки, но также венгерского и русского танца. Сначала Цармана раскритиковали, назвав его танцы «кабацкими и мужицкими», однако, очень скоро привыкли и стали повсеместно и с упоением их отплясывать.
Запрещенное танго
Танец, наиболее из всех популярный – вальс, отличался плавным кружением и поступательным движением в музыкальном размере три четверти. Любопытно, что изначально вальс считался не очень приличным, так как мужчина и женщина слишком тесно соприкасались во время танца.
О танго в светском обществе не было и речи. Его в те года даже в цирке не пропускала цензура. Так в 1914 году на страницах одной из ростовских газет появилась заметка, в которой сообщалось, что дирекцией цирка братьев Винкиных была подана полиции на подпись афиши. На ней значилось, что музыкальный клоун Владимир Эйжен исполнит вместе со своей сестрой мадемуазель Надин модный танец танго. Афиша была возвращена с пометкой: «Танго, как танец безнравственный, исключается из цирковой программы». Самым возмутительным в танго считались резкие движения, напоминающие критикам отношения проститутки и сутенёра.
Оскорбили память
Чтобы сносно танцевать грушевцы записывались в Школу танцев, которая была открыта в Пушкинской народной читальне. Школа была платной, а читальня получала доход от аренды помещения. Не всем нравилось, что ради денег танцоров пустили в стены читальни, которая была создана для другого – просвещения. «Разве это дело, дрыгать ногами, ведь это оскорбление памяти великого поэта!» – возмущались блюстители морали. Но таких недовольных было меньшинство, и школа процветала.
Клубные скандалы
Новоиспечённые танцоры спешили демонстрировать своё умение на танцах после киносеансов и театральных представлений, а также на специальных конкурсах в городском клубе. Иногда такие соревнования заканчивались драками и взаимными оскорблениями. Причём невоспитанность и буйный нрав показывали люди образованные, поэтому организаторы таких конкурсов кроме профессионального жюри выбирали судей из зрителей, чтобы их не заподозрили в предвзятости.
Танцы, которые исполняли наши предки более 100 лет назад не теряли актуальности вплоть до конца ХХ века. В архиве Надежды Рясиной сохранились уникальные фотографии, на которых шахтинцы исполняют и классический вальс и народные танцы в 80-90-х годах прошлого столетия.
Автор Александра ЗАЙЦЕВА