Все лучшее от соседей: как и во что одевались донские казаки: подкаст

Не зря говорят про первых казаков, что они разбойниками были, нападали и на бусурман, и на русских купцов. Назывались такие вылазки «походом за зипунами». Кто не знает, зипун – это верхняя одежда крестьян, что-то вроде кафтана. Так как нападали они чаще на иноверцев, то в качестве трофеев оказывалась одежда татар и турок. Это могли быть пёстрые халаты из шёлка и даже женские шальвары. Если таковые подходили по размеру, то казаки без стеснения облачались и в них. В период реформ Петра I, когда в России во всю внедрялось всё европейское, казаки продолжали носить бороду и привычную им одежду. В своём письме 1705 года атаман станицы Зимовейской Савва Кочет благодарил государя: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится. Один надевается черкесом, другой – калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем. Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем».

Всё лучшее от соседей 

И всё же некое единообразие уже сложилось. К началу XVIII века костюм донского казака состоял из шаровар на учкуре (шнур продетый в кулиску), бешмета, надевавшегося поверх рубахи и суконного кафтана-чекменя. Бешмет – стёганный полукафтан, привычный предмет одежды татар и кавказских народов. На талии находилось сабельное опоясье – кожаный ремень, украшенный серебряными или медными бляшками. К этому предмету туалета крепились кинжалы или сабля.

Чекмень шился приталенным, с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом. В праздничный день надевали чекмень белого цвета, а в будний – серого или чёрного.

В ходу также были кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» – обшлагами. Именно его назвали «черкеской». Зимой казаки носили лисьи шубы и тулупы. Поверх этого мог надеваться балахон – валяный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. На голове казаки носили шерстяные шапки с тканым верхом – тумаком, который шился из бархата красного или синего цвета и имел соболью опушку. С этой частью казачьего гардероба связана другая известная фраза: «надавать тумаков», которая вовсе не является фигурой речи. В самый кончик тумака вшивался камешек, чтобы ткань красиво лежала. Этим вот камушком и можно было побить оппонента.

Наряды жителей Верхнего и Нижнего Дона несколько отличались. Верховцы одевались более скромно и практично, так как их жизнь была тяжелее, им приходилось много трудиться. Низовцы же уважали восточную роскошь и рядились кафтаны из парчи, штофа, бархата и атласа.

Привели в единообразие 

Униформа у казаков появилась в 1774 году. Она была введена для Азовского и Таганрогского полков, а также для казаков, которые служили в крепости Дмитрия Ростовского. Атаман Матвей Платов ввёл форму для всех казаков. В наследство от неё современным казакам осталась цветовая гамма и знаменитые лампасы. Та форма состояла из куртки, шаровар, заправлявшихся в сапоги, чекменя, пояса с портупеей и тёмно-серой шинели, с синим воротником и красным кантом. На голове казака была шапка-кивер. На ногах носили белые шерстяные чулки непременно из овечьей шерсти. Казаки считали, что такие чулки защищают от укусов ядовитых тарантулов, потому что по их представлениям, овцы ели пауков.

 

Сукманы с татаурами

Костюм верхнедонских и нижнедонских жительниц также имел отличия. Если в верховьях Дона носили одежду схожую с южнорусской, то чем ниже по течению, тем больше костюм казачек приобретал восточные черты.

Верхнедонские носили сарафан и сукман (женский вариант чекменя) и поверх длинной рубахи надевали понёву (шерстяная юбка).
Главной особенностью гардероба нижнедонских казачек было платье кубелёк, что в переводе с татарского означает «бабочка». Называли его так за сходство широких рукавов с крылышками бабочки.

Нижнедонские казачки на манер черкешенок подчёркивали талию, опоясываясь татаурами – поясами из металлических звеньев и
бархатными кушаками, вышитыми жемчугом. Одежда незамужних казачек была ярких цветов, тогда как у замужних имела более приглушённые тона.

 

В середине XIX века казачки стали следить за модными тенденциями, тогда появился костюм-парочка, который состоял из блузы и длинной, до пят, широкой юбки. Блузы были разных фасонов: разлетайка или бабёшка, матинэ (обильно украшенная кружевом на кокетке), кираса и баска (приталенные с застёжкой спереди). Шились парочки из бархата, репса, кашемира, плиса и атласа. Выходные парочки шились из однотонных, реже полосатых и клетчатых тканей, а ещё реже – из тканей в цветочек. Рабочие и будничные парочки однотонных или цветастых легких ситцев, сатина и домотканых холста и хлопчатобумажных тканей.
Казаки и казачки любили принарядиться, а тесное общение с соседними народами сделало их одежду яркой и необычной.

Александра Зайцева

НЕ УДОБНО ЧИТАТЬ? ПОЛУЧАЙ ИНФОРМАЦИЮ ЧЕРЕЗ ПОДКАСТЫ "КВУ"


WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика