Плюсы и минусы переселения из ветхого жилья в Ростовской области
В Ростовской области продолжается переселение шахтерских семей из ветхого жилья. Только в 2022 году на эти цели область получила чуть больше миллиарда рублей. Этого хватит чтобы 233 семьи переехали в новые квартиры.
- Средства на покупку нового жилья получат жители моего округа из Шахт, Новошахтинска, Гуково, – сообщила депутат Госдумы, шахтинка Екатерина Стенякина на своей странице в телеграмм. - Но потребности региона гораздо больше. Основное финансирование ожидается в 2024 году.
Как напомнила депутат, поручение - раз и навсегда решить вопрос ветхого жилья в шахтёрских территориях дал Президент Владимир Путин. В Ростовской области уже сейчас готовы документы для переселения ещё 41 семьи из городов Шахты, Гуково и Октябрьского района. На эти цели региону нужны дополнительно почти 240 миллионов рублей.
- На совещании попросила директора департамента Минэнерго Петра Бобылева перераспределить необходимые деньги из других регионов, которые не успевают с подготовкой документов, в пользу Ростовской области. Возражений от федерального министерства я не услышала, а наоборот была высказана поддержка моего предложения, - рассказала Екатерина Петровна. - Также это предложение было зафиксировано в протоколе совещания. Если Минэнерго примет решение до 1 июля, то ещё 41 семья сможет приобрести новое комфортное жилье. Буду держать вас в курсе ситуации.
Переселение людей из ветхого жилья, несомненно, нужно и важно. И в теории, от этого должен выиграть весь район. Однако, несмотря на радостные известия вспоминаются слова незабвенного вице-премьера Виктора Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда».
После расселения аварийное строение должно быть снесено, а оставшаяся территория рекультивирована. Потом эти земли могут быть отданы для дальнейшего использования. А вот здесь и возникают проблемы. Часто это происходит не всегда или не так быстро, как хотелось бы оставшимся местным жителям. Полуразрушенные здания могут стоять несколько лет, привлекая криминальный элемент, бродячих собак и детей.
Но даже если все сделали правильно, быстро расселили, снесли ветхие строения, рекультивировали участок – все равно возникают проблемы. Участки стоят брошенными. Городские власти их не продают, не раздают, не отдают под застройку.
На фото город Гуково. К опустевшим дворам даже подведен газ
Под программу переселения попадают только часть домов на улице. Обычно это старые коттеджи (бараки) с подворьем на несколько хозяев, построенные непосредственно шахтой для своих рабочих. Они стоят в окружении частной застройки или более молодых многоэтажек.
После расселения, без хозяина, участки зарастают порослью тополя, ясеня и садовых деревьев, амброзией. Ветер приносит мусор. И оставшиеся местные жители оказываются живущими на пустыре. Улицы, на которых часть домов снесены, а в оставшихся продолжают жить люди напоминают кадры фронтовых съемок.
На фото Гуково. За жилым домом начинается опустевшая улица.
Еще угадываются очертания грунтовой дороги, стоят столбы под свет, подведен газ.
Жизнь в районе начинает стремительно ухудшаться. Продать дом, даже по бросовой цене, практически невозможно – мало смельчаков готовых вкладывать «кровно заработанные» в деструктивный, умирающий район. При этом люди уезжают, старики умирают, их дома так же сначала остаются стоять пустыми, потом постепенно разрушаются и двор превращается в свалку. Хаос нарастает.
Местных жителей становится все меньше, что не выгодно уже и местному бизнесу, и властям: магазины закрываются, общественный транспорт начинает ходить все реже – не рентабельно. Обанкротившиеся предприятия никому не нужны – стоят пустыми, пока также не превратятся в руины. В районе сначала закрывают больницы, отделения банков и прочих служб. Ремонтировать старые, послевоенные детские сады и школы – дорого, строить новые - невыгодно, мало детей. И семьи с детьми, которые могли бы здесь купить дом с участком, например за мат.капитал, наоборот, стараются уехать. Проблемы растут как снежный ком.
Оставшиеся жители понимают – лучше не будет. Здесь уже никто не станет асфальтировать дороги, обустраивать ливневки и тротуары, строить новый водопровод, проводить недостающие уличное освещение. С каждым годом будет только хуже.
На фото: Справа разрушенное здание бывшей трикотажной фабрики.
И вот некогда спокойный, по-домашнему уютный район превращается в гетто. Хотя и цены на жилье не высокие, и спокойно - все друг друга знают, и работать сейчас можно на «удаленке» или вахтой – жить на окраинах шахтерский городов никто не хочет.
И вот в чем парадокс. В России последние десятилетия стараются поднять рождаемость. Страна тратит миллиарды рублей на поддержку семей с детьми. По статистике, в сельской местности детей рождается больше, чем в квартирах многоэтажек, особенно купленной в ипотеку на десятки лет. Шахтерские поселки, сочетающие в себе все удобства города и свободу жизни на природе, вполне могли бы стать «локомативами» возрождения страны. Тем более действующая здесь программа переселения людей из ветхого жилья как раз и направлена на повышение уровня жизни и привлекательности района.
Но все вышло с точности до наоборот. Расселенные и брошенные участки окончательно убивают инфраструктуру районов. Сюда не едут многодетные семьи, которым бесплатные участки положены по закону. Здесь, на Юге России, в теплом, благодатном климате и развитом районе страны не хотят жить даже жители соседних приграничных территорий. Свои разрушенные войной поселки им кажутся более перспективными, чем «поддерживаемые и развиваемые» местной властью шахтерские территории Ростовской области.
На фото: Центр поселка в Гуково - жилые дома соседствуют с заброшенными участками