Первый во всем: о жизни и деяниях первого городского головы Александровска-Грушевского

30 октября 1914 года скончался первый городской голова Александровска-Грушевского Б.М. Файвишевич. 

Прощание

Сообщение о кончине Бориса Марковича Файвишевича было напечатано в ноябрьском номере Александровск-Грушевской маленькой газеты. На первой полосе разместили несколько траурных объявлений и трогательный некролог:

«Прощай и прости старейший Грушевский горный и общественный деятель. Как всегда, Борис Маркович только опередил нас своих многочисленных соратников на ниве работы и труда. Как всегда, на работу Борис Маркович являлся раньше нас, так и жизненный путь закончить ему пришлось одному из первых среди нас. Жизнь и деятельность Бориса Марковича – это жизнь всех нас. Нам, живущим работою мозга и сердца не дано в жизни наслаждаться красотами мироздания, а по завету Бога мы в поте лица обречены добывать свой хлеб доколе… Борис Маркович умер, умерли, казавшиеся несокрушимая энергия и выработанная годами трудоспособность. Большая потеря для тех лиц и учреждений, среди которых он работал».

Забрал в свои руки

Слова о многих учреждениях, к которым был причастен Б.М. Файвишевич не были пустыми. В разные годы он был:

    • Председатель правления Александровско-Грушевского благотворительного общества;
    • Член Донского Областного Присутствия по фабричным и горнозаводским делам;
    • Член Общего Присутствия Донской казённой палаты;
    • Попечитель церковно-приходского училища;
    • Председатель Попечительского совета ремесленного училища;
    • Председатель Кладбищенского Попечительства;
    • Председатель местного общества Взаимного Кредита.

И слова о кипучей энергии и жажде деятельности, также не преувеличены. Файвишевич хватался за всё новое и перспективное. В Александровске-Грушевском у него была типография, в которой печаталась не только городская газета, но и различная литература, в том числе научная. Б.М. Файвишевич является соавтором перевода книги О. Братгун «Практическое руководство маркшейдерского искусства», также напечатанное в его типографии. Когда в Новочеркасск завезли шелковичных червей, то он сразу ухватился за идею разведения шелкопряда в Александровске-Грушевском, даже предложил построить опытную станцию в городском саду для ознакомления горожан с данным процессом. При его типографии была открыта испытательная станция для проволочных канатов, а ещё он приторговывал английскими пишущими машинками «Империал». Эта кипучая деятельность сыграла с Борисом Марковичем злую шутку. Будучи городским главой и имея возможности, он, как говорили недоброжелатели: «…за время своего кратковременного управления сумел заполонить город своей особой, забрал его в руки и обратил его в вотчину, данную ему Провидением для прокормления...» Многие были настроены против Файвишевича, случился скандал, из-за которого ему пришлось покинуть город. Через 8 лет Файвишевич вновь захотел вернуться на пост главы города, но не смог победить на выборах действующего градоначальника. 

Стал родным и близким

Файвишевич сделал головокружительную карьеру для сына петроковского мещанина, иудейского вероисповедания. Ему очень повезло, что отменили запрет на обучение евреев в Горном институте, который он окончил в 1877 году. Приняв православие, Б. М. Файвишевич стал быстро продвигаться и даже получил государственные награды: Орден Святого Станислава 3 степени (1896) и Орден Святой Анны 3 степени (1904). И хотя, Александровск-Грушевский не был ему родным, именно здесь он провёл большую часть жизни и проявил себя. Последние четыре года перед своей смертью Борис Маркович писал статьи для Александровск-Грушевской маленькой газеты, из которой мы теперь узнаём о дореволюционной жизни города. Предприимчивый и деятельный Б.М. Файвишевич оставил яркий след в истории нашего города, память на многие лета. 

Автор: Александра Зайцева.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика