В школу можно не ходить: как и почему дети из Шахт получают образование дома
Шахтинка Наталья Т. — мама двоих детей. Младшая дочка Надя учится в третьем классе, но в школу не ходит. Образование девочка получает семейное — занимается дома с мамой, проходит онлайн-уроки. Наталья рассказала почему выбрала для дочери такое обучение вместо общеобразовательной школы.
- У меня есть опыт школьного образования со старшим сыном (сейчас он уже учится в университете). В школу он пришёл подготовленный, с огромным багажом знаний, был сверходарённым ребёнком. Но системе неудобно, когда дети очень умные или слишком «глупые». Для удобства нужны «середнячки». К третьему классу у моего ребёнка пропало желание учиться. Хотя он продолжал ходить в школу, был отличником. Дети изначально очень любопытны, но их интерес убивает «обязаловка» и скука. Бывает и наоборот - ребёнок не готов к школьной программе, головной мозг ещё не созрел. Малыш не понимает одну тему, на неё нанизываются следующие, которые трудно освоить без основ, ученик становится неуспевающим, - поделилась мыслями шахтинка.
Наталья не предъявляет претензий к учителям, так как понимает - у школы своя программа и заниматься каждым учеником по отдельности невозможно. Огромную нагрузку педагогов можно отнести к основным минусам школьной системы. К этому добавляются устаревшие программы образования и нехватка учителей-предметников. Фундаментальные знания в школе, особенно провинциальной, ребёнок не получит, считает женщина.
Если не в школу, то куда
Мысли о семейном образовании у Натальи появились давно, а поводом к воплощению этой идеи стала пандемия. Самоизоляция совпала с 11 классом старшего сына.
- Детей тогда бросили как щенков, к ЕГЭ никто не готовил. Я поняла, что школе стало неважно как ученики сдадут экзамен. Все плохие результаты можно было оправдать дистанционкой и пандемией. А то что баллы ЕГЭ нужны не только для престижа школы, а ученикам для поступления, никого не волновало, - рассказала Наталья.
Шахтинка стала узнавать об альтернативах школьному обучению, связалась с «семейниками» России и Ростовской области. Оказалось, что многие уходят на самообразование в 10-11 классе, чтобы готовиться к ЕГЭ. Вместо того, чтобы полдня проводить в школе выпускники посещают репетиторов и самостоятельно готовятся к экзаменам.
- Очень много «семейников» в Ростове, у них система такая: несколько семей объединяются и нанимают учителя для своих детей, образуя мини-класс. Есть образовательные центры, занятия в которых проходят два раза в неделю. Помимо Ростова такие есть в Новочеркасске, в Шахтах увы нет и не предвидится, - рассказала Наталья.
Проверять будут
Если вы хотите, чтобы ребёнок обучался вне школы, об этом необходимо сообщить в департамент образования. Требовать с вас планы занятий не будут, но по закону ребёнок должен проходить аттестацию. Она обязательна перед сдачей ОГЭ в 9 классе и перед ЕГЭ в 11 классе. Некоторые дети сдают её каждый год, чтобы отслеживать прогресс. Аттестации сдаются либо в муниципальной школе, к которой прикреплён ребёнок, либо в московской онлайн-школе, которая имеет на это лицензию. ОГЭ и ЕГЭ сдаются только очно в школе (её можно выбрать по своему усмотрению).
От сталинских учебников до онлайн-погружения
Семейное образование представляется многим как сидение дома с книжкой. Это не так. Существует множество онлайн-программ и школ. Занимаясь по ним, ученик концентрируется именно на получении знаний. Тогда как в школе львиную долю урока занимает наведение дисциплины, опрос других учеников. Наталья занимается с дочерью уроками четыре дня в неделю примерно по два часа. Программу составляет сама, ориентируясь на образовательные программы школы.
- Я беру информацию из разных источников. Это могут быть и «сталинские» учебники 50-х годов, и материалы из интернета. Большинство из них бесплатные. Можно подобрать очень классные уроки по истории, географии. Существуют разные методики обучения, например «погружение» академика М.П. Щетинина, когда одна тема изучается несколько недель, - поделилась шахтинка.
А как же социализация?
Считается, что помимо получения знаний, в школе активно проходит социализация ребёнка. Наталья признаётся, что от вопроса «А как же социализация?» у «семейников» начинает дёргаться глаз.
- Многие психологи и социологи школьную социализацию приравнивают к армейской или тюремной. В классе собрали детей по территориальному признаку, возрасту и сказали «Дружите». Появляются проблемы буллинга, конфликты на почве с социального неравенства. Благодаря семейному обучению таких психологических травм можно избежать. Дети успешно социализируются, посещая кружки, дополнительные занятия. Моя дочь ходит на занятия английским, рисованием, посещала театральную студию, занималась айкидо. Насколько я замечаю, у неё коммуникабельность намного выше, чем у школьников, - поделилась Наталья.
Для семейного образования нужно время родителя, особенно в первые годы обучения. Позже, к пятому классу у ребёнка уже вырабатывается навык учиться и он может заниматься самообразованием.