Уроки добра и помощь бабушкам: почему дети с ограниченными возможностями здоровья стали волонтёрами в Шахтах
В последние годы волонтёрство стало очень распространенным явлением. Добровольные помощники есть практически в каждый сфере — культуре, экологии, спорте. В этом году в Шахтах появилась совершенно новая категория волонтёров — люди с ограниченными возможностями. Казалось бы, поддержку нужно оказывать им, но ребята настолько неравнодушны, что готовы помогать окружающим. Это желание подметила психолог-дефектолог реабилитационного центра «Добродея» Дарья Кривоносова и решила создать добровольческий отряд для детей с ОВЗ.
- Как зародилась идея?
- Одна из воспитанниц центра, Кира стала часто обращаться ко мне, предлагать помощь в организации мероприятий, учебной деятельности. И мы придумали ей задание - сделать тренажёр для речевого дыхания. Кира старательно вырезала нужные детали и сделала очень полезное пособие, которое я использую теперь в работе.
Мыслью о волонтёрском отряде я поделилась с руководством, её восприняли отлично и начали подготовку. Учились у ростовских коллег, проходили тренинги, мозговые штурмы и семинары. В итоге создали концепцию. На воплощение проекта, «Добродея» получила грант от Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь).
- Чем занимается отряд?
- Мы обдумывали где инклюзивные добровольцы могут себя применить. Было много предложений, выбрали несколько направлений: уроки добра в школах, кукольный театр для других социальных учреждений, обучение фото, видеосъёмке и монтажу.
Уроки добра проводят шесть наших ребят. Рассказывают школьникам кто такие добровольцы, какую помощь и кому могут оказывать. Дети с ограниченными возможностями выступают как ведущие. От этого становятся увереннее, раскрепощённее, снимаются внутренние зажимы. Получается: помогаем другим - помогаем себе. Волонтёрство для детей с ОВЗ — это не только делиться добром, энергией, это и преодоление трудностей, борьба со страхами, социализация. Наша цель стереть границы между нормотипичными и людьми с ограниченными возможностями.
- Пока границы ещё не стёрты мы часто слышим о жестокости детей, буллинге. Школьники не обижают особенных волонтёров?
- Нет, приходим и уходим с хорошим настроением. Один из воспитанников на мероприятии надевал ростовую куклу кота Леопольда. Дети обнимались, фотографировались с ним, улыбались. «Коту Леопольду» очень понравилось, ведь когда он мальчик, объятий и тактильности не так много.
- Расскажите о других направлениях проекта.
- Кукольный театр — совместный проект с новочеркасским психоневрологическим диспансером. Мы ездили к ним в гости и отряды подружились, теперь напополам ставим спектакль (часть ролей играют они, часть — наши добровольцы). Затем выступим в других интернатах, центрах. Такие мероприятия расширяют круг общения ребят, они находят новых друзей и развивают творческие способности.
Обучение фото и видеосъёмке, монтажу проводит преподаватель школы искусств Максим Усачёв. У него профессиональная техника, хромакей (зелёный фон, который используется для монтажа). Сейчас ребята создают анимационный ролик, фотографируют на мероприятиях «Добродеи». После обучения смогут снимать и другие события.
- Какое направление ещё хотели бы попробовать?
- Понравилась идея новочеркасского ПНИ. Добровольцы помогают животным в приютах, кормят, убирают, играют. Отряд называется «Пушистое сердце». Хотим присоединиться.
Корреспондент "КВУ" пообщалась с волонтёрами "Добродеи" и узнала об их впечатлениях от добровольчества.
Кира Заболотная, 14 лет:
- Я всегда старалась принимать активное участие в подготовке к различным мероприятиям. Но настоящая волонтёрская деятельность началась, когда я вступила в отряд «От сердца к сердцу». Сейчас я помогаю бабушкам, делаю покупки, помогаю по дому, провожу мастер-классы. Пожилые люди очень благодарны, многие нуждаются в помощи. Мне очень нравится быть добровольцем. Когда делаешь добро оно всегда к тебе вернётся.
Саша Лобаченко, 16 лет:
Я участвую в уроках добра. Есть такая игра — ставим в классе макет дерева, а ребятам раздаём листочки, они вешают их на ветви, параллельно рассказывая как могут помочь близким: сидят с младшими братьями, делают мамину работу, и даже дают родителям денег. Первый раз проводя урок добра я волновалась, потом поняла, что надо быть более открытой, общаться, даже обнять, пожать руку и всё будет прекрасно.
Даниил Романов, 12 лет:
Я играю в сценке, где бабушка и дедушка (моя роль) не могут разобраться с планшетом, а внук им помогает. Кажется, что это мелочь, но она очень важна для тех, кто не умеет обращаться с гаджетами.
Саша Дерлинов, 17 лет
С нашим педагогом, Татьяной Ивановной, решили создать кукольный театр. Найти специальных кукол оказалось непросто, поэтому взяли то что есть — шапки, современные игрушки. Для спектакля имеется специальная ширма и декорации. По сценарию Волк (мой герой) потерял совесть, но другие животные вернули его на путь истинный.
С ребятами было очень приятно пообщаться. Они вдохновлены идеей волонтёрства, глаза горят, а на лицах улыбки. И это заразительно - рядом с ними хочется действовать и жить!