«Слово пацана» по-шахтински: жители Шахт рассказали, как устраивали разборки в 80-х
Общество расколол фильм о пацанских разборках в Казани конца 80-х годов. Шахтинцы вспомнили, какие разборки тем временем были в нашем городе.
Романтика улицы
Сейчас многие обсуждают недавно вышедший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Одни говорят: «Какой ужас! Надо это запретить показывать», другие: «Какой ужас! Так оно и было, снято очень правдоподобно». Действие фильма происходит в Казани. Подростки сбиваются в банды по районам, эти группировки воюют друг с другом за свою территорию. Режиссёра Жору Крыжовникова обвиняют в том, что в фильме много жестоких сцен, которые могут стать негативным примером для нынешней молодёжи. Якобы уже после показа первых серий фильм приобрёл необыкновенную популярность, и участились случаи подростковых разборок на манер пацанских драк в фильме. В лексиконе молодых людей появилось ранее незнакомое широкой аудитории унизительное слово «Чушпан», означающее человека, не участвующего ни в какой из группировок.
Пока ломаются копья над «запрещать» – «не запрещать» сей фильм, киноиндустрия готовит новый продукт, с тем же уклоном. Наш земляк Роман Антипов снимается в фильме «Она такая классная». Он иногда подменяет на съёмочной площадке актёра Льва Зулькарнаева, исполняющего одну из главных ролей. Роман вырос в п. Интернациональный (7 совхоз), он подтвердил, что в то время и не только в Казани, но и в Шахтах были подобные разборки:
– Драки были сильнейшие между посёлком Майским и Совхозом, либо в битве сходились Южная и Совхоз, но я в них никогда не участвовал, потому что рос стеснительным.
Где вы, пацаны?
Драки были и между девушками. Например, Парковские дрались с Новостройковскими. Помню рассказ одной из участниц тех битв, которая тенями маскировала фингал после очередной стычки с некой Чапой. Девчонки дрались от нечего делать и «чтобы не ходили по нашему району». Клички были обычным делом в этих компаниях. «Кирпич», «Индеец», «Серый», «Козырь» – прозвища ребят с «Четырки», считавших своей территорией микрорайон Горняк. А «Четыркой» её называли, потому что они собирались в беседке на детской площадке рядом с домом №14. Как водится, чужаков не жаловали, да и не ходили они по Горняку, больно зарослей много было, некогда микрорайон буквально утопал в зелени.
Но было бы неверно утверждать, что битвы между районами – это явление сугубо конца 80-х, подобное случалось и раньше.
Сергей У.:
– В середине 70-х, к нам на Донской приходили пацаны с Соцгородка и предлагали наехать на пацанов из центра. Видимо им наваляли хорошо. Но на следующий день так никто и не пришел к нам. Почему передумали, не знаю. Самому участвовать в подобных драках не доводилось.
Владимир Г.:
– Когда я учился в художественной школе, местные хулиганы не давали мне проходу, подстерегали рядом с 10 школой и норовили избить, потому что не такой как они и вообще чужак в этом районе, сам-то я с Соцгородка. Спасался бегством, благо с этим проблем не было, бегал быстро.
А где же герои битв? А их нет, до зрелого возраста действительно мало кто дожил. Отчаянные ребята гибли от травм, попадали в тюрьму, разбивались на мотоциклах, травились палёной водкой. Так что вряд ли это хороший пример для подражания.
Автор: Александра Зайцева