Клоун-футурист из Александровска-Грушевского для которого писал Маяковский
Авангардное движение в искусстве, названное футуризмом зародилось 115 лет назад. Одним из футуристов был наш земляк - клоун Виталий Лазаренко.
Экстремисты от культуры
«Футуризм» происходит от латинского слова «futurum», что означает – будущее, наверное поэтому первые бунтари искусства так назвали основанное ими одно из крупнейших течений европейской культуры начала ХХ века.
Футуризм шагал по миру. Не была исключением и Россия. Здесь футуризм попал на благодатную почву революционных настроений и явил миру поэтов: Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского, художников: Марка Шагала, Василя Кандинского и Казимира Малевича. Их произведения претили общественной морали и традиционным представлениям о красоте и приличии. Вокруг них всегда был скандал.
Маяковский разгуливал по городу в «шмелёвом» наряде, имеется ввиду знаменитая жёлтая кофта, описанная им же в поэме «Облако в штанах», экспериментировал с рифмами, формами и образами в стихах. Хлебников и вовсе придумал новый «звёздный язык». Он считал, что люди вскоре будут общаться не словами, а звуками. Искусство футуристов было «пощёчиной общественному вкусу», сродни балаганному искусству артистов бродячих цирков. Оно было ярким, необычным и злободневным. Может быть поэтому к футуристам примкнул наш земляк Виталий Лазаренко – клоун-сатирик, акробат-прыгун, больше известный как «Шут его величества народа».
Наши футуристы
Виталий Лазаренко родился в Александровске-Грушевском в 1890 году в семье шахтёра. Когда Виталию минуло 7 лет, его отец погиб на шахте. Семья осталась без кормильца, поэтому большой удачей казалась возможность пристроить мальчика в цирк-шапито Котликовых, где он должен был в течение 8 лет ходить в учениках. Это значило, что Виталий выполнял разную работу за кров и еду. Приходилось тяжело, но плюсом была возможность обучаться всем премудростям циркового искусства. Из всех цирковых профессий он выбрал – клоуна. Повзрослев и поработав во многих цирках-шапито, Лазаренко нашёл своё неповторимое лицо – чёрно-белый грим и кучерявый чуб, намекающий на его родные места в Области Войска Донского. Его шутки носили сатирический характер, за репризы на политические темы не раз был наказан, но наибольшую известность Лазаренко принесла его прыгучесть. Его даже пригласили сниматься в кино. Французская кинокомпания «Пате» решила запечатлеть прыжок Виталия через дюжину казаков с пиками. На репетиции он сильно ободрал бок и от этой идеи отказались, решив заменить казаков на трёх слонов.
К моменту встречи с Владимиром Маяковским Лазаренко был уже известным, состоявшимся артистом. Они были ровесниками и близкими по духу бунтарями. Не удивительно, что Лазаренко заразился футуризмом. Они вместе снялись в фильме «Хочу быть футуристом», Владимир Маяковский написал несколько антре специально для Виталия Лазаренко. Самые известные – «Чемпионат всемирной классовой борьбы» и «Азбука». Виталий и сам пописывал стихи для своих цирковых номеров, но понимал, что его «складешины» не могут конкурировать с поэзией Маяковского, который так и сказал про его творчество: «Стишата дрянь». Однако отметил, что в своё время это было на злобу дня. Кое-что из номеров клоуна Маяковский взял за основу новых произведений. Так было с «Азбукой». К ней в мастерской Окна Роста Маяковский ещё и рисунки нарисовал.
Ещё одним известным авангардистом-футуристом, с которым довелось работать Лазаренко – Всеволод Мейерхольд. Виталий Лазаренко участвовал в «Мистерии-буфф» в 1921 году.
Было бы ошибочно думать, что футуристы «водились» только в столицах. В 1915 году артистами театрального кружка Александровска-Грушевского был поставлен спектакль «Визит к футуристу», автором которого был местный драматург-любитель Ивашкин. К сожалению, ни эта пьеса, ни кино с участием Лазаренко и Маяковского не сохранились, и мы можем только догадываться, чем они потрясли современников.
Автор Александра Зайцева