Почему День Шахтёра и День города Шахты отмечают в одно время

Почему горожане считают, что это единый праздник.

Все сопричастные

Недавно был утверждён устав города Шахты, в котором Днём города считается 4 мая, но согласно тому же документу, праздник может иметь иную дату, которая определяется решением городской Думы. Зачастую именно так и происходило, День города отмечали в последнее воскресенье августа, совмещая его с Днём шахтера. Кто-то скажет, сейчас в городе закрыты все шахты и шахтёров не осталось. Да это так, но День Шахтёра для нашего города без преувеличения праздник всенародный. Его праздновали не только горняки, работающие непосредственно в забое, но и горожане, работающие на предприятиях, связанных в той или иной степени с угольной промышленностью. Например, завод «Гидропривод», который, казалось бы, вне системы угольной промышленности, выпускал насосы высокого давления для откачки воды из выработок и насос-моторы, которые использовались в шахтных угольных комбайнах. Была организация по экологии, которая занималась тушением и рекультивацией терриконов. Электронно-вычислительный центр, а также множество ростовуглевских турбаз, пионерлагерей, подсобных хозяйств, автоколонны, даже железнодорожные ветки, так называемые «внутренние рельсы». Сотрудники крупной организации «Ростовшахтострой», занимались проходкой вертикальных стволов. ШАХТНИУИ разрабатывал угольные струги. Учебные заведения ШФНПИ, Горный техникум, бывший Энерготехникум. Профессионально-технические училища обучали шахтёрским профессиям. Шахт нет, но люди, которые трудились на городских предприятиях остались.

Среди них горный инженер Михаил Рудь. Он рассказал, как в конце 1980-х гг. ХХ века работал в ШАХТНИУИ им. Терпигорева  (Шахтинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт):  

- Институт занимался разработкой и исследованием в области шахтного оборудования и производства. На территории института был экспериментальный завод и испытательный стенд, где моделировались условия работы в лаве. Зарплаты были довольно высокие, соответствовали уровню горного мастера, единственное, не шёл подземный стаж, но молодых специалистов всячески привлекали. Так каждые 5 лет сдавались новые дома, где сотрудники могли улучшить свои жилищные условия. Был свой детский сад, на третьем этаже института имелся шикарный спортивный зал, на Дону были турбазы, а. зимой любителей подлёдного лова рыбы на выходных даже возили специальным автобусом на Маныч.

Разработки института внедрялись на угольных предприятиях всего Советского Союза. Вместе с новым оборудованием на места посылали и специалистов, его разрабатывающих, чтобы они помогли правильно установить новые механизмы и проконтролировать их работу. Одна такая командировка запомнилась мне особенно. 

Недалеко от Карабаса

Меня послали в Шахтинск. Есть такой небольшой город в Карагандинской области в Казахстане. Он находится в 28 км к западу от железнодорожной станции Карабас, в 50 км от Караганды. Первые шахты в этих местах появились в 1955 году, вокруг них вырос рабочий посёлок, который позже получил статус города.

Я, будучи там в командировке, откровенно скучал. По сравнению с нашим городом развлечений почти не было. Но однажды я получил, чего хотел и даже чересчур.

По вечерам я приноровился ходить в видеосалон, в те времена они открывались повсеместно. В гостиницу возвращался уже ночью. И вот однажды по пути из видеосалона в гостиницу меня остановили милиционеры и потребовали показать паспорт.

Паспорт я с собой не брал, у меня на этот случай имелось удостоверение научного сотрудника ШАХТНИУИ. Оно было небольшого размера с красивой красной корочкой, внутри была моя фотография. Удостоверение, в отличие от паспорта, легко помещалось в кармане. Когда я его вытаскивал, никак не ожидал, что оно вызовет такую реакцию: «Так, так, - сказали милиционеры, - это какой же такой институт в Шахтинске? У нас тут всего два ПТУ. Пройдёмте с нами…» И они повели в меня в участок, видимо, подозревая, что я шпион. Естественно, мои эмоции приятными трудно было назвать. На моё счастье, они дозвонились до директора гостиницы, которая, к слову, тоже была родом из города Шахты. Она подтвердила, что я действительно научный сотрудник и рассказала о существовании города Шахты. Так что ночевал я всё же в своём гостиничном номере, а не в участке. 

Автор: Александра Зайцева

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика