Трагические истории жителей старинного дома Уланова в Шахтах
Улица Ленина является одной из старейших улиц города. В дореволюционное время она называлась Александровской. На ней сохранилось немало домов, возраст которых перевалил за сотню лет. Из них выделяется двухэтажный дом на углу ул. Ленина и пер. Народный. В списке объектов культурно-исторического наследия он значится как «Доходный дом». В народе его именуют домом Уланова и указывают на него, как на первый дом в Александровске-Грушевском с паровым отоплением.
В справочнике «Список домовладельцев г.Александровска-Грушевского 1896 года» указан купец Уланов Алексей Леонтьевич, проживающий на Александровской улице в доме под номером 70. Между этим домом и домом первого городского головы (он же владелец типографии) Бориса Марковича Файвишевича было всего три домовладения. Если предположить, что дом был тогда же и построен, то ему уже 129 лет. Нумерация на улице Ленина неоднократно менялась. Сегодня дом Уланова под номером 120. В нем сменилось немало жильцов. Вначале это были состоятельные и уважаемые грушевцы, которые моли себе позволить жить с комфортом, а не ютиться в землянке, которые у нас в городе называли «шанхайками». После революции здесь разворачивались трагические события.
Историю своей семьи, которая связана с этим домом рассказал шахтинец Александр Данилов.
Железнодорожник
Семья Александра по материнской линии была родом из села в Воронежской области, которое называлось Олень-Колодезь. У его прадеда Акафия с женой Мариной было много детей. Чтобы их прокормить, Акафий ездил в Александровск-Грушевский на заработки. Работал он вахтовым методом на станции «Шахтная» сцепщиком вагонов. Его подолгу не бывало дома, зато, когда он возвращался и шёл через всё село, обвешанный связками баранок, соседи откровенно завидовали. Но случилось несчастье. Его голову зажало между вагонами, череп треснул. Акафий остался жив, но тяжело перенёс операцию без наркоза по установке специальных скоб. Врач сказал, что, когда кости черепа срастутся, надо будет эти скобы снять. Акафий не желал повторения перенесённых им мучений и наотрез отказался. В результате у него началось воспаление и нарушение психики. Пришлось работу на железной дороге оставить и вернуться в село. Проснувшиеся домочадцы в ужасе прислушивались к шуму у себя во дворе. Это Акафий посреди ночи шел в хлев резать скотину. Загубив и без того не очень богатое хозяйство, отец семейства подался в батраки и вскоре умер. Говорили, что смерть Акафия наступила внезапно, когда он доставал ведро с водой из колодца.
Судьба дочери
Надо было как-то дальше жить. Памятуя, что в Александровске-Грушевском можно заработать денег, по стопам отца отправилась его дочь Александра. Ей было всего 11 лет. Видимо, у Акафия в городе оставались друзья, которые помогли сиротке устроиться в качестве прислуги к заведующему телефонной станцией – Е. Фом. Колоницкому.
Живя и работая у Колоницкого Александра научилась хорошо шить и готовить. В дальнейшем эти навыки ей очень пригодились. Работодатель никогда не обижал её. После революции многие состоятельные горожане «бежали с белыми за Дон». Колоницкий никуда уходить не собирался, вероятно, революцию он принял, если не с радостью, то с надеждой на положительные изменения в стране. Однако он не мог представить, чем всё обернётся.
Квартира Колоницкого приглянулась высокопоставленному чекисту. Бывшего начальника телефонной станцией объявили «контрой» и выселили зимой из квартиры в неотапливаемый сарай. За него вступились бывшие слуги, но их и слушать никто не хотел, тогда они написали письмо Ленину, с просьбой прекратить травлю Колоницкого. И вроде бы ответ пришёл, но поздно. Спасительная телеграмма опоздала на полдня, Колоницкого нашли в петле бездыханным. К Александре, которая стала молодой привлекательной девушкой, начал приставать чекист, занявший жильё её бывшего хозяина. Пришлось девушке бежать к родне в село, но там было голодно. Её мама поехала на Украину, где с продовольствием было получше. Александра отправилась вслед за ней. В Поповой Слободе (ныне Слобода) она познакомилась с Андреем Федоровичем Синицей, за которого вышла замуж. После долгих мытарств семья переехала жить в город Шахты.

Фото предоставлено Александром Даниловым.
Автор Александра ЗАЙЦЕВА.