ГРЭС в Шахтах 90 лет назад работала на топливе, которое добывали необычным способом
В начале августа 1934 года в город Шахты приехали профессора Цейтлин и Федоровский. С их помощью была «зажжена вторая опытная тоннель шахты». О том, что это за тоннель и зачем её поджигали, до недавнего времени оставалось загадкой. Это неудивительно, ведь первые опыты по поджиганию тоннелей были неудачными, да и впоследствии пригодились не в Шахтах, а в других угледобывающих городах и странах.
Дело в том, что количество угольных пластов на Донбассе более 200, но рабочих пластов, то есть там, где может пролезть человек по лаве, немного. В начале ХХ века уголь был важнейшим полезным ископаемым и имел стратегическое значение. Не пропадать же добру, поэтому в 1930-х годах вспомнили способ, который когда-то предложил выдающийся российский учёный Д.И. Менделеев. Он предположил, что можно использовать уголь, не вынимая его из-под земли. Для этого уголь надо было поджигать прямо на месте его залегания, а газ, образующийся при горении, выводить на поверхность и использовать в качестве топлива. В то время ещё не существовало технических возможностей, чтобы осуществить задуманное, но и спустя несколько десятилетий это оказалось делом непростым. Прежде, чем ГРЭС им.Артёма заработала на добытом таким способом газе, предшествовало несколько неудачных попыток.
Станция «Подземгаз»
О том, как строилась опытная станция «Подземгаз» и происходили испытания, рассказал сопредседатель клуба краеведов «Корни твои» Михаил Рудь:
- Шахтинская станция «Подземгаз» не была единственной, таких в начале 1930-х гг. в стране построили несколько. Известно, что подобные станции, с тем же названием «Подземгаз», существовали в Крутовке, Лисичанске и Горловке, но наша заработала первой. Несмотря на то, что информации было крайне мало, нам удалось найти отчёт инженера А.С. Кузнецова, который возглавлял этот проект в Шахтах. Из этого документа следует, что первая попытка на нашей станции «Подземгаз» была произведена 29 ноября 1933 года, но она не была успешной.
Надо бы пояснить, как всё происходило. В районе Власовки на месте дореволюционных рудников Вейермана и Рафаловича в земле бурили скважины, достающие нужного угольного пласта, в которые помещали датчики. С помощью них происходил контроль за процессом горения. Необходимо было выяснить сколько и каким способом подавать воздух необходимый для горения. В недрах земли происходил процесс подобный тому, который имеет место в лабораторных газогенераторных установках по преобразованию твёрдого топлива в газообразное. Уголь горел, образуя СО. Полученный горючий газ отводился к ГРЭС по специальным каналам, проложенным под землёй и дном водохранилища. Но это только в лабораторных условиях всё просто, а на деле, природный ландшафт вносит свои коррективы. Учёные долго не могли приноровиться, чтобы уголь не сгорал до конца, а превращался в горючий газ. Датчики в скважинах почему-то выдавали ошибочные показатели. Как выяснили позже, в этом районе присутствует электромагнитная аномалия. В конце концов методом проб и ошибок удалось достичь нужного результата и ГРЭС им.Артёма стала выдавать электричество, работая не на угле, а на газе. Длилось это недолго, всего около полугода. Особенности местного рельефа дали о себе знать прогарами. По ночам местные жители наблюдали в степи голубоватые огоньки. Это сквозь трещины в камнях просачивался горящий газ. От этого страдало качество подаваемого на ГРЭС топлива. Попросту до неё вместо горючего газа доходил обычный дым.
В нашем городе опытную станцию «Подземгаз» закрыли, а в Лисичанске на основе проведённых опытов подобная станция успешно заработала. Передовую технологию подземной газификации углей, разработанную у нас в стране, начали применять во всём мире.
После войны шахтинская станция «Подземгаз» стала одним из участков шахты №46. Её терриконы и сейчас можно наблюдать в городском пейзаже.
В настоящее время ГРЭС им.Артёма разбирается и скоро не останется материальных свидетельств тех далёких и удивительных событий, происходивших на шахтинской земле.
Александра ЗАЙЦЕВА